Евробляхи вдвое увеличили средний возраст растаможенных авто.

Новые законы о евробляхах подействовали — средний возраст растаможенных автомобилей теперь составляет 14 лет.

22 февраля 2019

Евробляхи вдвое увеличили средний возраст растаможенных авто.

История

За последние три месяца в Украине зарегистрировали более 100 тысяч старых автомобилей. Их средний возраст составляет 14 лет.

Что произошло

У евробляхеров было три месяца льготного периода, в течение которого они могли растаможить свое авто с 50% скидкой. Сегодня — срок льготного периода истек.

Почему это важно

Теперь в Украине легально зарегистрированы старые авто и они останутся тут уже навсегда.

Зачем было решать вопрос евробляхеров? Разве украинцам не выгодно покупать автомобиль на еврономерах?

Большинство людей, которые пользовались автомобилями на еврономерах, использовали их незаконно.

Так, согласно таможенному законодательству, было две опции:

  • украинец мог проехать через границу на автомобиле при условии, что он вернет ее через пять дней, если будет проезжать через тот же таможенный пункт, или через 10 дней — если будет проезжать через другой пункт.

  • иностранец же мог ввезти на территорию Украины автомобиль для личного пользования сроком на один год (а украинцу он мог передать такой автомобиль только для того, чтобы тот выполнил поручение).

Евробляхеры интерпретировали эти нормы закона под себя и ввозили автомобили на территорию Украины, стараясь как можно больше соответствовать этим нормам. Например, украинцу выдавалась доверенность, документы на машину и инструкция с легендой, где рассказывалось, как надо объяснять все полиции.

Однако, даже если «владельца» евробляхи штрафовали, то штраф был значительно меньшим, чем траты на новую растаможенную машину в Украине.

При этом бюджет недополучал более двух миллиардов в год за растаможку авто, а с точки зрения экологии для Украины это очень невыгодно, потому что евробляхи — это почти всегда старые автомобили.

Новый закон был компромиссным решением. Евробляхам шли на уступки и позволяли регистрировать авто за меньшую цену, зато государство получало возможность контролировать этот процесс и получать прибыль в бюджет.

Как отреагировали евробляхеры на новый закон?

Плохо. Такой вариант евробляхеров не устроил. Руководитель организации «Авто евро сила» Олег Ярошевич демонстративно сжег свою машину в знак протеста, а сообщество евробляхеров на какое-то время заблокировало главные дороги страны.

Официальная позиция евробляхеров — растаможка автомобилей должна стоить еще дешевле, украинцы бедные и не могут себе позволить платить настолько большие сборы.

В реальности же проблемой было то, что в большинстве случаев евробляхеры не могли растаможить свое авто, поскольку они не являлись его законными владельцами. Обычно авто оформляли на иностранцев или иностранные фирмы, большинство из которых были фиктивными. Поэтому найти настоящих владельцев и тем более договориться с ними о переоформлении автомобилей — нереально.

Были ли те, кто воспользовался льготным периодом и растаможил свои автомобили?

По официальным данным ГФС, по состоянию на 25 ноября прошлого года в Украине находилось около 640 тысяч авто, нуждавшихся в растаможке. Также в ГФС сообщают, что с даты вступления в силу законов таможенники уже оформили 195,2 тысячи транспортных средств.

Кількість розмитнених авто

Если же смотреть на данные о регистрации автомобилей, то за последние три месяца было растаможено 101 018 автомобилей, привезенных из-за границы.

При этом возраст зарегистрированных машин за последние три месяца резко увеличился. Новорастаможенные автомобили стали в два раза старшими.

Регистрация старых автомобилей это, наверное, плохо, правильно?

С одной стороны, это большой риск для экологии.

«Во-первых, это риск загрязнения воздуха. Автомобили, которым 15 лет и больше, относятся к Евро-2 и Евро-3 и имеют более высокие показатели выбросов загрязняющих веществ, чем современные Евро-5 и Евро-6.

Во-вторых, старые машины быстро ломаются и возникает вопрос, что с ними делать дальше. Надлежащей системы утилизации автомобилей в Украине нет, поэтому такие машины будут просто выбрасываться или попадать на мусорные полигоны без надлежащей утилизации и обезвреживания опасных веществ (отработанные масла, шины)», 

— рассказывает эколог и президент Всеукраинской общественной организации «Живая планета» Светлана Берзина.

С другой стороны все те же машины и без того находились в Украине, а теперь мы можем более точно оценить ситуацию и принять надлежащие меры.

А вот бюджет от новых законов точно выиграл. По данным ГФС за растаможку евроблях в последние три месяца уже заплатили более 12 миллиардов гривен. Это даже больше чем ожидали авторы законопроекта.

Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале

TelegramКанал Опендатабот