Уполномоченный по правам человека открыл производство против ГФС

Реестр плательщиков единого налога - это публичная информация, ГФС обязана предоставлять ее по запросу в формате открытых данных. Отказ ГФС - это нарушение права на информацию.

1 октября 2018

История

ГФС нарушает право на информацию — уполномоченный начал рассматривать это дело.

Что случилось

Уполномоченный открыл производство против ГФС, которая отказалась предоставить информацию о плательщиках единого налога.

Почему это важно

Реестр плательщиков единого налога — это публичная информация, ГФС обязана предоставлять ее по запросу в формате открытых данных. Отказ ГФС в предоставлении таких данных — это нарушение права на информацию. Если Уполномоченный доведет это дело до конца — ответственный за нарушение понесет административную ответственность.

Автор: Милана Шаповалова

Что такое Реестр плательщиков единого налога? Зачем он нужен бизнесу?

Реестр плательщиков единого налога содержит перечень компаний, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Чаще всего его используют для проверки собственной компании (к какой группе она принадлежит, какой размер налога установлен для неё, не изменила ли налоговая статус компании) и самого контрагента.

Ольга Маркевич, юрист Оланс Групп, говорит, что существуют как минимум три случая, когда необходимо проверить контрагента:

  1. Вы выбираете форму расчетов.

Проведение операции по бартеру запрещено для плательщиков ЕН первой-третьей группы, поскольку она не является денежной формой расчетов.

  1. Компания будет предоставлять вам услуги.

Если вы находитесь на общей системе налогообложения, а ваш контрагент — на первой или второй ЕН, он не имеет права предоставлять вам услуги. Для продолжения сотрудничества ему надо изменить систему налогообложения.

  1. Вы планируете брать имущество в аренду.

Передавать имущество в аренду плательщик ЕН второй группы может только плательщикам ЕН и населению.

Реестр плательщиков единого налога — это публичная информация?

Без сомнения.

Всю государственную информацию условно можно разделить на открытую и закрытую. Информация с ограниченным доступом или закрытая информация не может быть опубликована, так как содержит «чувствительные» данные (персональные данные, служебную или военную тайну).

Остальная информация считается публичной. Ее можно распространять, а государственные органы обязаны предоставлять ее по запросу.

Реестр — это открытая информация, поскольку она уже опубликована на сайте ГФС. То есть уже сейчас каждый может проверить свою компанию или контрагента.

Однако сейчас этой информации нет в формате открытых данных. Ее невозможно обработать автоматически.

С одной стороны Постановление № 835 не предусматривает обязательную публикацию этого набора данных. С другой стороны, поскольку эта информация является публичной, ГФС обязана предоставлять нам ее по запросу согласно ЗУ «О доступе к публичной информации».

Почему тогда ГФС не предоставляет этих данных?

В ответе ГФС на наш запрос было сказано так: «Предоставление информации в понимании статьи 1, 101 Закона не представляется возможным, поскольку удовлетворение запроса требует создания новой информации и требует проведения аналитической работы».

Однако это неправда. Эта информация уже есть на сайте ГФС, а значит для ответа на наш запрос не нужно создавать новую информацию.

Также, было указано, что ГФС обнародует Реестр на официальном веб-портале. Это правда, однако, это не снимает с налоговой обязанности предоставлять информацию по запросу в соответствии со статьей 10 Закона Украины «О доступе к публичной информации» и решением Верховного Суда Украины.

Что может сделать Уполномоченный?

После того как к Уполномоченному попадает жалоба, он может открыть производство или не делать этого.

Есть несколько причин, почему производство не открывается:

  • прошел год с момента возбуждения;

  • это было повторное обращение;

  • сторона уже обратилась в суд по этому вопросу;

  • нарушение формы обращения (например анонимное письмо, почтовый адрес и т.д.);

  • жалоба подана на частное лицо (кроме вопросов дискриминации и персональных данных);

  • жалоба на решение прокуратуры или суда;

  • рассмотрение жалобы не входит в компетенцию Уполномоченного.

Когда Уполномоченный открывает производство есть определенный алгоритм действий:

  1. Рассмотрение дела и проверка государственного органа, который выясняет было нарушение или нет;

  2. Если нарушения выявлены — составляется протокол об административном нарушении и направляется в суд (протокол оформляется не на государственный орган, а на конкретного человека, подписавшего отказ)

  3. Проходит судебное разбирательство и принятие решения. Штраф в таких случаях составляет от 85-850 грн.

Чем закончится эта история?

На сегодняшний день Уполномоченный рассматривает 1659 производств, однако не все из них доходят до суда.

Если наше дело будет завершено удачно — человек, который не предоставил данные будет наказан, а государственный орган сможет провести внутреннее расследование и в будущем будет избегать подобных ситуаций.

Произойдет так или нет, пока не известно. Будем следить за ситуацией.

Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале

TelegramКанал Опендатабот