УКРАИНА
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
411/1-347/12 07.06.2012
Коллегия судей судебной палаты по уголовным делам апелляционного суда Днепропетровской области в составе:
председательствующего судьи Богдана В.В.
судей Пистун А.А.,, Мажары С.Б.
с участием прокурора Буйленковой И.М.
осужденного ОСОБА_2
защитника осужденного, адвоката ОСОБА_3
рассмотрела 5 июня 2012 года в открытом судебном заседании в г.Кривом Роге уголовное дело по апелляциям: осужденного ОСОБА_2, его защитника адвоката ОСОБА_3 на приговор суда Долгинцевского района гор. Кривого Рога от 9 февраля 2012 года, которым, -
ОСОБА_2, ІНФОРМАЦІЯ_1, уроженец Винницкой обл., Липовецкого р-на, с. Старая Прилука, украинец, гражданин Украины, с высшим образованием, женатый, ранее не судимый, работавший начальником Криворожской таможни Государственной таможенной службы Украины, имеющий специальное звание - государственного советника таможенной службы 3 ранга,
зарегистрированный по адресу: АДРЕСА_1,
был осужден по ст. 364 ч.3 УК Украины и ему назначено наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы, с лишением права занимать должности связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями сроком на 2 (два) года, и с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества.
На основании ст. 54 УК Украины суд лишил ОСОБА_2 специального звания - государственный советник таможенной службы 3 ранга.
Вещественные доказательства:
- протокол №10/2008 заседания экспертно-технического совета Государственной таможенной службы Украины от 14.10.2008 года,
- письмо ГТСУ №17-30/11033 от 06.10.2008 года,
- выписка из протокола №10/2008 заседания экспертно-технического совета Государственной таможенной службы Украины от 14.10.2008 года,
- письмо Криворожской таможни №45-08-1/6029 от 05.11.2009 года,
- договор от 24.11.2008 года купли-продажи части комплекса зданий,
- договор от 26.12.2008 года о внесении изменений в договор от 24.11.2009 года купли-продажи части комплекса зданий,
- акт приема-передачи от 12.03.2009 года,
- справка об объектах недвижимого имущества Криворожской таможни,
- письмо-обоснование Криворожской таможни №45-08-01/8344 от 06.10.2008 года в адрес экспертно-технического совета ГТСУ с приложениями,
- приказ ГТСУ: №126 от 14.02.2008 года,
- приказ ГТСУ №372 от 14.04.2008 года,
- приказ ГТСУ №1256 от 06.11.2008 года,
- приказом ГТСУ №1297 от 21.11.2008 года,
- приказ ГТСУ №1395 от 12.12.2008 года,
- приказ ГТСУ №1369 от 04.12.2008 года,
- приказ ГТСУ №1507 от 31.12.2008 года,
- распределения открытых инвестиций со счета НОМЕР_2 от 19.11.2008 года НОМЕР_3, от 17.12.2008 года НОМЕР_4, от 26.12.2008 года НОМЕР_5,
- письмо Криворожской таможни №45-08-1/8256 от 01.20.2008 года,
- письмо ООО «Нерудпромэкспорт» №9 от 02.10.2008 года,
- «Вывод о независимой оценке» от 23.09.2008 года, выданный оценщиком ОСОБА_4,
- инвентаризационное дело БТИ №60 по зданиям, расположенным в АДРЕСА_2
- регистрационно-учредительные документы ООО «Нерудпромэкспорт»,
- свидетельство о заключении брака НОМЕР_1 от 09.01.1987 года,
- хранятся в материалах уголовного дела.
Гражданский иск прокуратуры удовлетворен полностью.
Взыскано с ОСОБА_2 в пользу государства в лице Государственной таможенной службы Украины Криворожской таможни в счет возмещения материального вреда причиненного преступлением 1 563 561,00 грн.
Как следует из приговора ОСОБА_2 согласно приказа Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) от 25.10.2005 года № 1840-к был назначен и работал в должности начальника Криворожской таможни, Государственной таможенной службы Украины, являлся должностным лицом правоохранительного органа и представителем власти.
Указом Президента Украины от 21 августа 2007 года №742/2007 ОСОБА_2 было присвоено специальное звание - государственный советник таможенной службы 3 ранга.
В соответствии с действующими положениями Указа Президента Украины «О государственной таможенной службе в Украине» от 29.11.1996 года, ч.1 ст.2 Закона Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.1993 г., Таможенного кодекса Украины, Присягой сотрудника таможенной службы Украины, функциональными обязанностями и требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины, ОСОБА_2 как начальник Криворожской таможни Государственной таможенной службы Украины, являлся должностным лицом правоохранительного органа, относящегося к органам дознания в уголовном судопроизводстве, постоянно осуществлял функции представителя власти и был наделен в пределах своей компетенции организационно-распорядительными обязанностями и специальными полномочиями при осуществлении контроля за соблюдением таможенного законодательства, дающими ему права предъявлять требования, принимать решения и применять принудительные меры правового характера, подлежащие обязательному исполнению как физическими лицами и гражданами, непосредственно не подчиненными ему по службе, так и юридическими лицами, независимо от ведомственной принадлежности или подчиненности.
При этом ОСОБА_2 должен был точно придерживаться Конституции Украины и действующего законодательства, в том числе Указа Президента Украины «О государственной таможенной службе в Украине» от 29.11.1996 года, Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 года, нормативно-правовых актов, которые регламентируют работу работников таможенных органов Украины, быть честным, добросовестным и дисциплинированным работником, с высокой ответственностью исполнять свой служебный долг, требования уставов, приказов и ведомственных инструкций, способствовать укреплению авторитета органов государственной таможенной службы Украины.
В связи с занимаемой должностью, согласно распределению обязанностей между начальником Криворожской таможни и его заместителями, утвержденному председателем Государственной таможенной службы Украины ОСОБА_5 18.06.2008 года, ОСОБА_2 в период работы в указанной должности, помимо прочего, постоянно выполнял следующие властные полномочия, административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции: п. 1.1. Начальник таможни обеспечивает:
-взаимодействие таможни с другими таможенными органами, специализированными таможенными учреждениями и организациями, органами государственной власти Украины, местными органами государственной власти;
-эффективное функционирование структурных подразделений таможни;
-совершенствование служебной и финансово-хозяйственной деятельности таможни;
-контроль за соблюдением таможней, а также юридическими лицами и гражданами требований законодательства Украины по вопросам таможенного дела;
-организацию и ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствие с законодательными актами;
-контроль за соблюдением финансовой и штатной дисциплин, рациональным и целевым использованием бюджетных средств;
-неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к бухгалтерскому учету, требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и подачи к учету первичных документов, создает условия для правильного ведения бухгалтерского учета;
п. 1.2. Обеспечивает организацию мероприятий по противодействию контрабанде и нарушению таможенных правил в зоне деятельности таможни, контролирует их выполнение;
осуществляет руководство и координирует деятельность подразделений таможни в сфере борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также в зоне деятельности таможни, обеспечивает соблюдение требований нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил; возбуждает уголовные дела о контрабанде, осуществляет контроль за результатами дознания по уголовным делам, находящимся в производстве таможни. В случае наличия оснований, отказывает в возбуждении уголовных дел;
п.1.3. Обязан принимать меры по выявлению, предупреждению и пресечению коррупции, иных противоправных действий со стороны работников таможни; контролировать ведение делопроизводства в таможне, сохранение документов Государственной таможенной службы Украины и таможни;
п.1.4. Организовывает планирование деятельности таможни и обеспечивает контроль за выполнением запланированных мероприятий;
п.1.6. Направляет, координирует и контролирует работу заместителей начальника таможни, а также подразделений таможни: службы финансов, бухгалтерского учета и отчетности отдела по работе с личным составом, юридического отдела, отдела организационно-контрольной работы, сектора по защите информации, а также главных инспекторов по защите государственной тайны и специальной документальной связи, по охране труда.
Являясь работником правоохранительного органа, должностным лицом и представителем власти, ОСОБА_2 совершил умышленное преступление в сфере служебной деятельности - злоупотребление служебным положением, при следующих обстоятельствах:
Так, в октябре 2008 года ОСОБА_2, работая в должности начальника Криворожской таможни, являясь должностным лицом правоохранительного органа и представителем власти, действуя из корыстных побуждений, а также в интересах третьих лиц - учредителей общества с ограниченной ответственностью «Нерудпромэкспорт» (идентификационный код 35600419), одним из которых является его жена ОСОБА_6, ІНФОРМАЦІЯ_5, злоупотребляя своим служебным положением, будучи наделенным правом организации и контроля за служебной и финансово-хозяйственной деятельностью Криворожской таможни, действуя вопреки интересам службы, в нарушение своих функциональных обязанностей, согласно которым он был ответственным за рациональное и целевое использование бюджетных средств, организацию и ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствие с законодательными актами, а также в нарушение:
-Указа Президента Украины «О государственной таможенной службе в Украине» от 29.11.1996 года, ч.2 которого гласит: основными задачами Гостаможслужбы является: защита экономических интересов Украины, содействие развитию внешнеэкономических связей; контроль за соблюдением требований таможенного законодательства Украины; использование средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений с учетом приоритетов развития экономики, создание благоприятных условий для участия Украины в международном сотрудничестве; усовершенствование таможенного контроля, таможенного оформления налогообложения товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины; осуществление при участии Министерства внешних экономических связей и торговли Украины мероприятий по защите интересов потребителей товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке; создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и увеличение пассажиропотока через таможенную границу Украины; борьба с контрабандой, осуществление мероприятий по предотвращению нарушения таможенных правил. Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 года, ст. 2 которого гласит: этот Закон распространяется на все виды юридических лиц, созданных в соответствие с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность в соответствие с законодательством;
ст. 3 - целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия;
Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в Украине» от 12.07.2001 года, ст. 12 которого гласит:
-отчет об оценке имущества является документом, который содержит выводы о стоимости имущества и подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования в соответствие с договором.
Отчет подписывается оценщиками, которые непосредственно проводили оценку имущества, и скрепляется печатью и подписью руководителя субъекта оценочной деятельности.
Содержание отчета об оценке имущества должно содержать разделы, которые раскрывают содержание проведенных процедур и использованной нормативно-правовой базы из оценки имущества, с целью покупки Криворожской таможней за счет бюджетных средств по завышенной цене недвижимого имущества - части комплекса зданий, расположенных по адресу: АДРЕСА_2, а именно: двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1А части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, принадлежащего на праве собственности ООО «Нерудпромэкспорт», в нарушение требований письма ГТСУ от 06.10.2008 года №11/7-30/11033, согласно которому ГТСУ обязало Криворожскую таможню предоставить на рассмотрение экспертно-технического совета ГТСУ составленный в установленной действующим законодательством форме, отчет об оценке указанного имущества, определяющего его реальную рыночную стоимость, с целью завышения стоимости данного объекта для последующего необоснованного выделения из государственного бюджета денежных средств в сумме, превышающей реальную стоимость указанного объекта недвижимости, для его покупки Криворожской таможней и, соответственно, перечисления бюджетных денежных средств в сумме, превышающей реальную стоимость указанного объекта недвижимости в пользу коммерческой структуры - ООО «Нерудпромэкспорт», учредителем которого является жена ОСОБА_2 - ОСОБА_6, умышленно, из личных корыстных побуждений, а так же в интересах третьих лиц - учредителей общества с ограниченной ответственностью «Нерудпромэкспорт», 14 октября 2008 года предоставил в экспертно-технический совет ГТСУ в качестве документа, подтверждающего стоимость данного недвижимого имущества - «Вывод о независимой оценке» от 23.09.2008 года, полученный им от работников ООО «Нерудпромэкспорт», выданный оценщиком ОСОБА_4 (сертификат № 7257/08 Фонда государственного имущества Украины от 12.06.2008 г.), который был выдан ОСОБА_4 для ООО «Нерудпромэкспорт» в качестве консультационного заключения, определяющего максимально возможную рыночную стоимость данного имущества и в соответствие с требованиями ст. 12 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в Украине» от 12.07.2001 года, не является экспертным заключением (отчетом, актом) об оценке имущества, вследствие чего не мог использоваться в качестве документа, определяющего реальную рыночную стоимость указанного объекта недвижимости при заключении договора купли-продажи указанной части комплекса зданий за счет государственных бюджетных средств, о чем ОСОБА_2 было достоверно известно.
Согласно указанному «Выводу о независимой оценке» от 23.09.2008 года, стоимость указанного комплекса зданий составляет: двухэтажное административно-бытовое здание (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров - 2630144,00 гривен, 1А часть склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров - 360917,00 гривен, общая стоимость - 2 991 061,00 гривен.
Предоставив указанный «Вывод о независимой оценке» от 23.09.2008 года экспертно-техническому совету ГТСУ ОСОБА_2, 14 октября 2008 года, находясь в административном здании ГТСУ, расположенном по ул. Дегтяревская, 11-г в г. Киеве, продолжая злоупотреблять своим служебным положением, выступая от имени Криворожской таможни, лично выступил на заседании экспертно-технического совета ГТСУ Украины и убедил членов совета в необходимости покупки Криворожской таможней данной части комплекса зданий по указанной цене.
На основании предоставленных ОСОБА_2 документов, в том числе «Вывода о независимой оценке» от 23.09.2008 года, 17 октября 2008 года ГТСУ было принято решение о выделении Криворожской таможне бюджетных денежных средств в сумме 2 991 061,00 гривен для покупки Криворожской таможней указанного комплекса зданий.
24 ноября 2008 года ОСОБА_2, продолжая злоупотреблять предоставленной ему властью и своим служебным положением, находясь на своем рабочем месте - в своем служебном кабинете, находящимся в административном здании Криворожской таможни, расположенном по улице Революционная, 20 в Дзержинском районе г. Кривого Рога, реализуя свой преступный умысел, выступая от имени Криворожской таможни, являясь в соответствие с занимаемой должностью начальника Криворожской таможни распорядителем бюджетных средств, действуя из корыстных побуждений, а также в интересах третьих лиц - учредителей ООО «Нерудпромэкспорт», одним из которых является его жена ОСОБА_6, заключил с ООО «Нерудпромэкспорт» договор купли-продажи части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, Уг части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2, согласно которому их стоимость составила 2 991 061,00 гривен и на основании которого, в ноябре - декабре 2008 года на расчетный счет указанного предприятия, в качестве оплаты по данному договору, была перечислена часть, выделенных ГТСУ и поступивших в распоряжение Криворожской таможни для покупки указанного объекта недвижимости, бюджетных денежных средств в сумме 2 596 599,00 гривен.
26 декабря 2008 года, исполняющим обязанности начальника Криворожской таможни ОСОБА_7, который не был осведомлен о преступных намерениях ОСОБА_2, действующим на основании приказа начальника Криворожской таможни ОСОБА_2 №460х от 22.12.2008 года, от имени Криворожской таможни с ООО «Нерудпромэкспорт» был заключен договор о внесении изменений в договор купли-продажи части комплекса зданий, на основании которого, в декабре 2008 года на расчетный счет указанного предприятия, в качестве оплаты по данному договору, была перечислена оставшаяся часть, выделенных ГТСУ для покупки указанного объекта недвижимости, бюджетных денежных средств в сумме 394 462,00 гривен.
Всего в результате злоупотребления властью и своим служебным положением начальником Криворожской таможни ОСОБА_2, охраняемым законом интересам Государственной таможенной службы Украины был причинен материальный ущерб в виде необоснованного выделения и незаконного перечисления в пользу коммерческой структуры ООО «Нерудпромэкспорт» государственных бюджетных денежных средств, превышающих реальную стоимость указанного объекта недвижимости на сумму 1 563 561,00 гривен, так как согласно заключения Днепропетровского научно - исследовательского института судебных экспертиз, № 3965/3966-11 судебно строительной - технической экспертизы от 09.12.2011 года рыночная стоимость части комплекса зданий, расположенных по адресу: АДРЕСА_2 - двухэтажного административно-бытового здания площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада площадью 175,8 квадратных метров, на ноябрь 2008 года составляла 1 427 500,00 гривен.
Таким образом, в результате злоупотребления властью и своим служебным положением начальником Криворожской таможни ОСОБА_2, охраняемым законом интересам Государственной таможенной службы Украины был причинен материальный ущерб на сумму 1 563 561,00 гривен (2 991 061,00 - 1 427 500,00 = 1 563 561,00), которая на момент совершения преступления в двести пятьдесят и более раз, превышала необлагаемый налогом минимум доходов граждан и в соответствие с примечанием 4 к ст. 364 УК Украины, являлась тяжкими последствиями.
В апелляциях:
Осужденный ОСОБА_2 просит обжалуемый приговор отменить как незаконный, прекратив уголовное преследование, ввиду отсутствия в его действиях состава преступления.
В обоснование ссылается на следующее:
По мнению апеллянта, была нарушена подсудность, поскольку местом предполагаемого преступления является не служебный кабинет, а помещение нотариальной конторы в Ц-Городском районе гор. Кривого Рога, где был заключен договор купли - продажи комплекса зданий, для нужд Криворожской таможни.
Выводы суда о том, что он был осведомлен о более низкой цене зданий, чем та, которая была установлена позже, - надуманы.
Судом не было принято во внимание, что проверкой за 2009-2010 годы хозяйственной и финансовой деятельности нарушений выявлено не было.
В его действиях отсутствует признак корысти, поскольку перечисление денег с госбюджета на счет продавца здания - ООО «Нерудпромэкспорт» контролировало казначейство.
Были нарушены его права, поскольку он был лишен возможности поставить вопросы эксперту, оценщику комплекса зданий.
Ссылка суда, что он действовал в интересах своей жены - ОСОБА_6 являющейся одним из учредителей ООО «Нерудпромэкспорт» необоснованна, поскольку не нашла своего подтверждения.
Защитник осужденного, адвокат ОСОБА_3 в апелляции и дополнениях к апелляции, просит обжалуемый приговор отменить, а уголовное дело в отношении подзащитного прекратить за отсутствием состава преступления, поскольку ОСОБА_8 действовал для пользы службы в пределах своих полномочий.
В обоснование ссылается на следующее:
В действиях подзащитного отсутствовал корыстный мотив, поскольку в результате приобретения комплекса зданий для нужд возглавляемого им правоохранительного органа, он не приобрел материальных благ.
Его подзащитный предоставил экспертно-технической комиссии ГТСУ пакет документов, в том числе и об оценке стоимости, которая и принимала окончательное решение, а в последующем ОСОБА_2, только выполнял решение этого коллегиального органа.
Показания свидетелей ОСОБА_9, ОСОБА_10, ОСОБА_4 могут свидетельствовать только о том, что подзащитный не предпринимал каких либо целенаправленных действий на завышение цены строений, а оценка строений ОСОБА_4 является реальной.
Окончательное решение о приобретении комплекса зданий для Криворожской таможни принимал коллегиальный орган - экспертно-технический совет ГТС, что подтвердила начальник департамента ресурсного обеспечения ГТС.
Показания ОСОБА_11 свидетельствуют о том, что решение о продаже комплекса зданий принималось коллегиально на собрании учредителей ООО «Нерудромэкспорт», одним из которых была жена осужденного.
Суд первой инстанции принял обвинительный уклон, поручив проведение строительно-технической экспертизы заинтересованному органу - прокуратуре гор. Кривого Рога.
В измененной апелляции осужденный и его защитник не оспаривая доказанности вины и правильности квалификации, просят приговор суда изменить в связи с несоответствием назначенного наказания тяжести преступления и личности осужденного и назначить осужденному ОСОБА_2 наказание с применением ст. 75 УК Украины, освободив от отбывания наказания с испытанием.
В обоснование ссылаются на значительный вклад в становление таможенной службы в гор. Кривой Рог, в связи с чем неоднократно поощрялся руководством и имеет ряд наград.
Кроме того ОСОБА_2 страдает рядом заболеваний, жена осужденного является инвалидом 2-й группы, а его мать - ветеран труда, которая проживает одна - инвалид первой группы.
В своем заявлении от 5 июня 2012 года, осужденный и его защитник отозвали измененную апелляцию.
Заслушав доклад судьи апелляционного суда, прокурора, возражавшего против апелляциий; осужденного и его защитника, адвоката ОСОБА_3 которые поддержали свои апелляции и просили уголовное дело прекратить за отсутствием состава преступления, проверив материалы дела и доводы апелляций и дополнений к ним, коллегия судей считает, что апелляции удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При этом исходит из следующего:
Осужденный ОСОБА_2 свою вину не признал и пояснил, что как начальник Криворожской таможни в 2008 году для нужд подразделений службы инициировал приобретение арендуемого комплекса зданий различного назначения, в поселке Радушное Криворожского района у ООО «Нерудромэкспорт», где одним из соучредителей была его жена.
Необходимый пакет документов, в том числе и отчет об оценке строений, который подготовила один из руководителей Криворожской таможни ОСОБА_12, был им представлен экпертно-техническому совету ГТСУ в гор. Киеве.
Не был достоверно осведомлен о стоимости строений, полагаясь на решения коллективного органа, который после исследования документов, одобрил его проект, и ГТСУ было принято решение о направлении бюджетных денег Криворожскому казначейству, для перечисления ООО «Нерудромэкспорт»
Выводы суда относительно виновности осужденного основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, которые изложены в приговоре.
Показаниями свидетелей:
Начальника хозяйственно-эксплуатационного отдела Криворожской таможни ОСОБА_12 суду пояснившей, что руководством Криворожской таможни, в лице ее начальника, было принято решение о приобретении комплекса зданий в п.г.т. Радушное Криворожского района Днепропетровской области, которые с 2007 года таможня арендовала у ООО «Нерудпромэкспорт».
Ею был подготовлен пакет документов, который на экспертно - техническом совете ГТСУ в гор. Киев, должен был докладывать начальник Криворожской таможни ОСОБА_2
Ей известно, что в пакете документов имелось извлечение об оценке, однако отсутствовало необходимое для этого экспертно-техническое обоснование стоимости комплекса зданий.
Свои показания ОСОБА_12 подтвердила на очной ставке с осужденным, уточнив, что докладывала ОСОБА_2 об отсутствие отчета об оценке имущества, которое приобреталось в собственность Криворожской таможни. (т№3 л.д. 219-222).
ОСОБА_4 суду пояснившей, что по просьбе стороны, которая продавала комплекс зданий в п.г.т. Радушное выдала консультационную оценку стоимости комплекса зданий составляющую 4 000 000 млн. грн., которая не является экспертизой.
Ранее весной 2008 года, ею определялась стартовая стоимость этих зданий, которые она оценила в сумме 650 000 грн.
Заместителя начальника Криворожской таможни ОСОБА_7 и начальника ресурсного обеспечения ОСОБА_13, которые подтвердили, что по инициативе руководства Криворожской таможни были приобретены в собственность комплекс зданий в п.г.т. Радушное, которое ранее ими было арендовано.
ОСОБА_11 суду пояснивший, что как один из учредителей предприятия «Интерлайф», а затем ООО «Нерудпромэкспорт» занимался строительством комплекса зданий, затем часть, из которых сдавалась в аренду Криворожской таможне, которую возглавлял ОСОБА_2, по цене 1 грн. в год.
Собрание учредителей ООО «Нерудпромэкспорт», среди которых была и жена осужденного, - ОСОБА_6 согласилось на предложение Криворожской таможни приобрести для нужд этого подразделения, комплекса зданий, а все действия по этой теме выполняла директор ОСОБА_14
ОСОБА_15 подтвердившего выводы своей экспертизы и пояснившего, что им был составлен Вывод судебной строительно - технической экспертизы от 09.12.2011г. Исследования и выводы экспертизы выполнялись по состоянию строения на период ноября 2008 года.
При проведении экспертизы была использована специальная литература и информация о рыночной стоимости строений их специфика, назначение, наличие инфраструктуры, состояние спроса.
Свидетель ОСОБА_6 на основании ст. 63 Конституции Украины по поводу своего мужа и себя показания давать отказалась.
Виновность осужденного подтверждается письменными материалами дела:
Приказом Государственной таможенной службы Украины от 25.10.2005 года № 1840-к, ОСОБА_2 был назначен и работал в должности начальника Криворожской таможни Государственной таможенной службы Украины (т.№3л.д. 164), и распределением обязанностей между начальником Криворожской таможни и его заместителями, которое утверждено председателем Государственной таможенной службы Украины ОСОБА_5 18.06.2008 года (т№3л.д. 179-185).
Свидетельством о заключении брака НОМЕР_1 от 09.01.1987 года, согласно которому ОСОБА_2 и ОСОБА_6 состоят в зарегистрированном браке. (т№4 л.д. 25).
Регистрационно-учредительными документами ООО «Нерудпромэкспорт», согласно которым, одним из учредителей предприятия является ОСОБА_6 с 25% уставного капитала (Т№1 л.д. 145-154). ООО Нерудпромэкспорт приобрел здания расположенные по адресу: АДРЕСА_2 в мае 2008 года (т№2 л.д.149).
Письмом Криворожской таможни №45-08-1/8256 от 01.20.2008 года, согласно которому Криворожская таможня в лице ОСОБА_2 обратилась к ООО «Нерудпромэкспорт» с предложением о приобретении части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2 (т№1 л.д. 50-51,);
Письмом ООО «Нерудпромэкспорт» №9 от 02.10.2008 года, согласно которому ООО «Нерудпромэкспорт» сообщила о решении продать Криворожской таможне указанные выше здания; общая стоимость части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2, согласно акту оценки недвижимого имущества от 23.09.2008 года, выданным оценщиком ОСОБА_4, составляет 2 991 061,00 гривен (т№1 л.д. 52, 153);
Выводом о независимой оценке от 23.09.2008 года, выданный оценщиком ОСОБА_4, согласно которому общая стоимость части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2 составляет 2 991 061,00 гривен (т№1 л.д.64, т. №2 л.д. 143 - вывод из независимой оценки СПД ОСОБА_4).
Отчетом о независимой оценке ЧП Экспоцентр, который был заказан ООО КР Интерлайф, и согласно которому была определена начальная минимальная стоимость по состоянию на 30.04.2008г. для продажи здания по ул Никопольское шоссе, 2а в п.г.т Радушное Криворожского района.
Письмом-обоснованием Криворожской таможни №45-08-01/8344 от 06.10.2008 года, от имени ОСОБА_2, в адрес экспертно-технического совета ГТСУ с приложениями, о необходимости покупки Криворожской таможней у ООО «Нерудпромэкспорт» части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2 по цене, определенной «Выводом о независимой оценке» от 23.09.2008 года, выданным оценщиком ОСОБА_4 - 2 991 061,00 гривен (Т№1 л.д. 53-57, Т№2 л.д. 122-171);
Письмом ГТСУ №17-30/11033 от 06.10.2008 года, согласно которому ГТСУ обязало Криворожскую таможню предоставить на рассмотрение экспертно-технического совета ГТСУ составленный в установленной действующим законодательством форме отчет об оценке имущества, определяющего его реальную рыночную стоимость, назначило день заседания и указало о необходимости явки ОСОБА_2 с докладом (т№2 л.д. 99-100, т№1 л.д. 58,)
Протоколом №10/2008 заседания экспертно-технического совета Государственной таможенной службы Украины от 14.10.2008 года, согласно которому начальник Криворожской таможни ОСОБА_2 выступил по вопросу необходимости приобретения Криворожской таможней у ООО «Нерудпромэкспорт» части комплекса зданий по адресу: АДРЕСА_2 по цене, определенной «Выводом о независимой оценке» от 23.09.2008 года, выданным оценщиком ОСОБА_4 - 2 991 061,00 гривен, на основании чего было принято решение о выделении Криворожской таможне бюджетных средств в указанной сумме (т№2 л.д. 76-98).
Согласно ст. 12 ЗУ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в Украине», отчет об оценке имущества является документом, который содержит выводы о стоимости имущества и подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования в соответствие с договором.
Отчет подписывается оценщиками, которые непосредственно проводили оценку имущества, и скрепляется печатью и подписью руководителя субъекта оценочной деятельности.
Содержание отчета об оценке имущества должно содержать разделы, которые раскрывают содержание проведенных процедур и использованной нормативно-правовой базы из оценки имущества.
Выпиской из протокола №10/2008 заседания экспертно-технического совета Государственной таможенной службы Украины от 14.10.2008 года о принятии решения о выделении Криворожской таможне бюджетных средств в сумме 2 991 061,00 гривен (т№ 2 л.д. 102-105, т№1 л.д. 60-63).
Договором от 24.11.2008 года купли-продажи части комплекса зданий двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2, согласно которому их стоимость составила 2 991 061,00 гривен (т№2 л.д. 109);
Договором от 26.12.2008 года о внесении изменений в договор от 24.11.2009 года купли-продажи части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2, согласно которому их стоимость составила 2 991 061,00 гривен (т№2 л.д. 110).
Приказом ГТСУ: №126 от 14.02.2008 года, которым установлено расписание ассигнований на содержание таможенных органов на 2008 год (т№2 л.д. 173-174).
Приказом ГТСУ №372 от 14.04.2008 года, которым утверждены планы строительства и капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры на 2008 год и их финансирование за счет средств государственного бюджета (т№2 л.д. 175-180).
Приказом ГТСУ №1256 от 06.11.2008 года, которым внесены дополнения и изменения в установленный план финансирования за счет средств государственного бюджета и в план включено финансирование Криворожской таможни для покупки части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, общей стоимостью 2 596 599,00 гривен (т№2 л.д. 181-182).
Приказом ГТСУ №1297 от 21.11.2008 года, которым внесены дополнения и изменения в установленный план ассигнований, в план включено финансирование Криворожской таможни для покупки части комплекса зданий -двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, на сумму 2596599,00 гривен (Т№2 л.д. 183-185).
Приказом ГТСУ №1369 от 04.12.2008 года, которым внесены дополнения и изменения в установленный план финансирования за счет средств государственного бюджета и в план включено финансирование Криворожской таможни для покупки части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, на сумму 394 462,00 гривен (Т№2 л.д. 186-187).
Приказом ГТСУ №1395 от 12.12.2008 года, которым внесены дополнения и изменения в установленный план ассигнований, в план включено финансирование Криворожской таможни для покупки части комплекса зданий -двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, на сумму 394 462,00 гривен (Т№2 л.д. 188-190).
Приказом ГТСУ №1507 от 31.12.2008 года, которым утверждены планы строительства и капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры на 2008 год и их финансирование за счет средств государственного бюджета, в план включено приобретение Криворожской таможней части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, общей стоимостью 2 991 061,00 гривен (т№2 л.д. 191-197).
Распределениями открытых инвестиций со счета НОМЕР_2 от 19.11.2008 года НОМЕР_3, от 17.12.2008 года НОМЕР_4, от 26.12.2008 года НОМЕР_5, согласно которым Криворожской таможне выделены бюджетные денежные средства в сумме 2991061,00 гривен (т№2 л.д. 198-207).
Актом приема-передачи от 12.03.2009 года, согласно которому ООО «Нерудпромэкспорт» передало, а Криворожская таможня приняла часть комплекса зданий двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенных по адресу: АДРЕСА_2, полностью выплатив их стоимость - 2 991 061,00 гривен (т.№ 2 л.д. 111,);
Письмом Криворожской таможни №45-08-1/6029 от 05.11.2009 года о передаче на баланс ГТСУ комплекса зданий, находящихся по адресу: АДРЕСА_2.
Справкой об объектах недвижимого имущества Криворожской таможни, согласно которой в состав объектов недвижимости Криворожской таможни включены - двухэтажное административно-бытовое здание (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 часть склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, расположенные по адресу: АДРЕСА_2 (т.№2 л.д. 114).
Согласно инвентаризационному делу БТИ №60 по зданиям, расположенным в АДРЕСА_2 собственником части комплекса зданий - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, на основании договора купли-продажи от 24.11.2008 года, является Криворожская таможня (Т№ 3 л.д. 11-131).
Выводом №3965/3966-11 судебной строительно - технической экспертизы от 09.12.2011г., проведенный Днепропетровским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз, согласно которому, рыночная стоимость части комплекса зданий, расположенных по адресу: АДРЕСА_2 - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, на 01.11.2008 года составляла 1 427 500,00 гривен (Т№5 л.д. 141-155).
Суд первой инстанции сославшись на п.п. 13, 17 Постановления Пленума ВСУ от 30 мая 1997 года N 8, «О судебной экспертизе по уголовным и гражданским делам» и ст. 12 ЗУ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в Украине», за основу оценки стоимости комплекса зданий принял выводы судебной строительно - технической экспертизы от 09.12.2011г., проведенный Днепропетровским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз, согласно которому, рыночная стоимость части комплекса зданий, расположенных по адресу: АДРЕСА_2 - двухэтажного административно-бытового здания (АБК А2) площадью 513,7 квадратных метров, 1/2 части склада (Б1) площадью 175,8 квадратных метров, на 01.11.2008 года составляла 1 427 500,00 гривен (т№5 л.д. 141-155).
Судом после оценки каждого заключения с точки зрения всесторонности, полноты и объективности экспертного исследования справедливо были отвергнуты как некомпетентные выводы представленные оценщиками ОСОБА_4, ОСОБА_16, ОСОБА_17
Учитывая разницу в стоимости зданий между выделенными из бюджета средствами на их приобретение по Выводам о независимой оценке имущества от 23.09.2008г, а именно 2 991 061,00 гривен, и реальной стоимостью зданий, которая была подтверждена в ходе судебного следствия, согласно Выводу №3965/3966-11 судебной строительно - технической экспертизы от 09.12.2011г., проведенному Днепропетровским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз, которая составила 1 427 500,00 грн, размер причиненного государству ущерба составляет:
2 991 061,00 грн - 1 427 500,00 грн = 1 563 561,00 грн., в связи с чем были причинены тяжкие последствия охраняемым законом государственным интересам.
Суд первой инстанции справедливо пришел к выводу о том, что ОСОБА_2 умышленно из личной заинтересованности и интересов третьих лиц, предоставил экспертно-техническому совету ГТСУ оценку стоимости составленный по заказу продавца - ООО «Нерудпромэкспрт», где одним из соучредителей была жена осужденного.
Несомненно, что осужденный был осведомлен об истинной стоимости комплекса зданий, поскольку в апреле 2008 года эти строения перешли в собственность, ООО «Нерудпромэкспорт», по цене 656 211, и впоследствии были сданы в аренду Криворожской таможне.
Следует отметить, что решение руководства Криворожской таможни об отчуждение в собственность, арендуемого комплекса зданий принималась без соответствующего экономического обоснования.
Другие доводы апелляции осужденного и его защитника также не могут быть удовлетворены.
Ссылки, что местом предполагаемого преступления следует признать нотариальную контору в Ц-Городском районе гор. Кривого Рога необоснованна, поскольку досудебное следствие проводилось прокуратурой гор. Кривого Рога, а подсудность была определена председателем апелляционного суда Днепропетровской области. (т. 4 л.д. 138)
Отсутствие выявленных нарушений при проверке хозяйственной и финансовой деятельности, не исключают наличие таких нарушений.
С целью устранения противоречий, суд первой инстанции в порядке ст. 315-1 УПК Украины поручил органу досудебного следствия проведение строительно - технической экспертизы. (т.5 л.д.112-114)
Осужденный был ознакомлен с назначением указанной экспертизы от 7 ноября 2011 года (т.5 л.д.128-134) и имел возможность внести свои замечания и ходатайства. (т.5 л.д.135) в удовлетворении которых следователем мотивированным постановлением было отказано. (т.5 л.д.136-137)
Действия суда поручившего проведение строительно-технической экспертизы органу досудебного следствия - следователю прокуратуры гор. Кривого Рога соответствует ст. 315-1 УПК Украины.
Как следует из материалов дела и протокола судебного заседания, судом были тщательно исследованы все материалы и обстоятельства, которые могли иметь значение для дела.
В мотивировочной части приговора суд сослался на доказательства, которые подтверждают вину осужденного, полагая их достаточными.
Неполноты, существенных нарушений в ходе судебного следствия требований уголовно-процессуального законодательства, которые бы являлись основаниям для изменения или отмены приговора, проверкой материалов дела не выявлено.
При определении вида и размера наказания суд в соответствии со ст. 65 УК Украины, учел степень тяжести совершенного преступления, данные о личности осужденного смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства по делу, назначив соразмерное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
По мнению судебной коллегии, избранное наказание является необходимым и достаточным, для исправления осужденного ОСОБА_2 и предупреждения новых преступлений.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 365, 366 УПК Украины, коллегия судей, -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляции и дополнения к ним осужденного ОСОБА_2 и его защитника, адвоката ОСОБА_3 - оставить без удовлетворения, а приговор суда Долгинцевского районного суда гор. Кривого Рога от 9 февраля 2012 года в отношении ОСОБА_2 - без изменений.
Судьи апелляционного
суда:
дело № 11- 491\206\ 2012 год Пред-щий в суде 1инстанции судья Прудник Н.Г.
Категория - ст.364 ч.3 УК Украины Докладчик судья Богдан В.В.
Суд | Апеляційний суд Дніпропетровської області |
Дата ухвалення рішення | 07.06.2012 |
Оприлюднено | 11.06.2012 |
Номер документу | 24500203 |
Судочинство | Кримінальне |
Кримінальне
Апеляційний суд Дніпропетровської області
Богдан В. В.
Всі матеріали на цьому сайті розміщені на умовах ліцензії Creative Commons Із Зазначенням Авторства 4.0 Міжнародна, якщо інше не зазначено на відповідній сторінці
© 2016‒2025Опендатабот
🇺🇦 Зроблено в Україні