Постанова
від 28.08.2012 по справі 410/3782/12
ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ РАЙОННИЙ СУД ДНІПРОПЕТРОВСЬКОЇ ОБЛАСТІ

28.08.2012

Дело № 410/3782/12

Постановление

Именем Украины

28 августа 2012 года

Днепропетровский районный суд Днепропетровской области в составе:

председательствующего -судьи Бровченко В.В.,

при секретаре Кириченко М.С.,

с участием: прокуроров Туча С.А., Головатого М.Е.,

потерпевших ОСОБА_1, ОСОБА_2,

защитника-адвоката ОСОБА_3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Юбилейный уголовное дело по обвинению

ОСОБА_4 , ІНФОРМАЦІЯ_1, уроженца г. Днепропетровска, гражданина Украины, образование высшее, военнообязанного, женатого, работающего директором ООО «Клуб активного отдыха «Орель», проживающего и зарегистрированного АДРЕСА_1, ранее не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.172 УК Украины,

установил:

ОСОБА_4 предъявлено обвинение в том, что он, работая директором Общества с ограниченной ответственностью «Клуб активного отдыха «Орель»(далее Общество или ООО «КАО «Орель»), зарегистрированного Исполнительным комитетом Днепропетровского городского совета 29 ноября 2005 года за № 12241020000020561 по юридическому адресу: г. Днепропетровск, ул. Столярова, 1, код ЕГРПОУ: 33856290) и являясь должностным лицом, осуществляющим организационно -распорядительные и административно - хозяйственные функции, совершил преступление против трудовых прав граждан при следующих обстоятельствах.

В соответствии с ч.1, ч.4 ст.43 Конституции Украины каждый имеет право на труд, которое включает возможность зарабатывать себе на жизнь работой, которую он свободно выбирает или на которую свободно соглашается. Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже, уставленную законом.

Частью 1 ст.2 Кодекса Законов о труде Украины (далее КЗоТ) предусмотрено, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом.

В соответствии со ст.21 КЗоТ трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, согласно которого работник обязуется выполнять работу, определенную настоящим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о работе, коллективным договором и соглашением сторон.

Частями 1, 2 ст.24 КЗоТ предусмотрено, что трудовой договор, как правило, заключается в письменной форме. Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были выданы, но работник фактически был допущен к работам.

Статьей 253 КЗоТ предусмотрено, что лица, которые работают по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования или у физического лица, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.

В соответствии со ст.254 КЗоТ основными источниками средств общеобязательного государственного социального страхования являются взносы владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов или физического лица, работников.

Бюджетные и другие источники средств, необходимые для осуществления общеобязательного государственного социального страхования, предполагаются соответствующими законами из отдельных видов общеобязательного государственного социального страхования.

В соответствии со ст.255 КЗоТ виды материального обеспечения и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию работникам, а в некоторых случаях и членам их семей, условия их предоставления и размеры, определяются законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, другими нормативно-правовыми актами, которые содержат нормы относительно общеобязательного государственного социального страхования.

В соответствии со ст.256 КЗоТ работники и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, а также за выслугу лет согласно закона.

Пунктами 1, 3 ч.1 ст.1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»предусмотрено, что общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (далее - страхование на случай безработицы) - система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает материальное обеспечение на случай безработицы из независимых от застрахованных лиц обстоятельств и предоставление социальных услуг за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Застрахованные лица - нанимаемые работники, а в случаях, предусмотренных этим Законом, также другие лица, в пользу которых осуществляется страхование на случай безработицы.

Частью 1 ст.4 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»предусмотрено, что страхованию на случай безработицы подлежат лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта), включая тех, которые проходят альтернативную (невоенную) службу, а также тех, которые работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде.

Статья 6 этого Закона предусматривает, что право на материальное обеспечение на случай безработицы (далее - обеспечение) и социальные услуги имеют застрахованные лица.

Право на обеспечение и социальные услуги по этому Закону имеют также незастрахованные лица, которые впервые ищут работу, другие незастрахованные лица в случае их регистрации в установленном порядке как безработных.

В ст.21 вышеуказанного Закона определено, что страховой стаж - период (срок), на протяжении которого лицо подлежало страхованию на случай безработицы и за который ежемесячно уплачено им и работодателем страховые взносы в сумме не менее, чем минимальный страховой взнос, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым этой части.

В ч.2 ст.35 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»указано, что работодатель обязан:

1) во время проверки правильности использования средств Фонда и достоверности представленных работодателем данных, указанных в пункте 2 этой части, предоставлять должностным лицам органов Фонда необходимые документы и объяснения по вопросам, которые возникают во время проверки;

2) подавать исполнительной дирекции Фонда в установленном порядке согласно законодательству сведения:

- о принятии на работу работников;

- о размере заработной платы, использование рабочего времени работников, в том числе принятых по направлениям государственной службы занятости с предоставлением работодателю дотации за счет средств Фонда на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных;

- о выплате застрахованным лицам помощи по частичной безработице.

Работодатель несет ответственность согласно законодательству за вред, причиненный застрахованным лицам вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, определенных частью второй этой статьи.

Работодателю запрещается совершать любые действия, которые могут привести к принятию им вместе с застрахованным лицом общего решения, которое может в дальнейшем помешать этому лицу или членам его семьи реализовать свое право на обеспечение и получение социальных услуг согласно этому Закону.

Статья 11 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»предусматривает, что общеобязательному государственному пенсионному страхованию подлежат: граждане Украины и иные лица, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, в филиалах, представительствах, отделениях и других отделенных подразделениях этих предприятий и организаций, в объединениях граждан, у физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности и других лиц (включая юридических и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, которые избрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент) на условиях трудового договора (контракта) или работают на других условиях, предусмотренных законодательством, или выполняют работы на указанных предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц по договорам гражданско-правового характера.

Пунктом 1 ч.1 ст.14 этого Закона предусмотрено, что страховщиками в соответствии с этим Законом являются работодатели: предприятия, учреждения и организации, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности …, которые используют работу физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по договорам гражданско-правового характера.

Пунктом 1 ч.1 ст.72 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»установлено, что источниками формирования средств Пенсионного фонда являются страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, кроме части взносов, которая направляется в Накопительный фонд.

Статьей 113 этого Закона предусмотрено, что государство создает условия для функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и гарантирует соблюдение законодательства с целью защиты имущественных и других прав и законных интересов лиц относительно осуществления пенсионных выплат и их пенсионных активов, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах.

Однако, ОСОБА_4, работая в должности директора Общества и являясь субъектом трудовых отношений и страховщиком, в соответствии с законодательством Украины обеспечивающим соблюдение социальных гарантий принятых на работу работников, достоверно зная о том, что трудовые отношения с работниками должны быть оформлены трудовыми договорами, что является основанием для учета работников в документах бухгалтерского учета и отчетности, и основанием для проведения отчислений в фонды социального страхования, действуя умышленно, достигнув устной договоренности о виде выполняемой работы с предварительным устным обсуждением суммы заработной платы за выполненную работу, в период с 01 сентября по 01 декабря 2011 года допустил к выполнению работы ОСОБА_5, ОСОБА_1 и ОСОБА_2, получив от последних копии паспортов и идентификационных кодов якобы для заключения трудовых договор, то есть официального оформления трудовых отношений между работниками и предприятием, которое он представляет как субъект трудовых правоотношений, при этом, с указанными работниками трудовые договора заключались фиктивно, без фактического учета этих работников в штатном расписании ООО «КАО «Орель», вследствие чего, при подаче отчетности, необходимой для удержания из заработной платы предусмотренных законом сумм в органы Пенсионного фонда Украины, в органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Органы Государственной налоговой службы, указанные работники на учете не состояли и данный период работы им не зачитывался при исчислении трудового стажа, необходимого для достижения пенсионного возраста, что в свою очередь, лишает их права рассчитывать на материальную помощь в случае профессионального заболевания, несчастного случая или потери работы, возможности расчета задолженности по заработной плате в случае наличия таковой, а также возможности расчета данными работниками подлежащего к выплате в случае выхода на пенсию размера ежемесячной пенсии, кроме как минимального, установленного законодательством.

Таким образом, ОСОБА_4, работая в должности директора ООО «Клуб активного отдыха «Орель», являясь должностным лицом, наделенным правом приема и увольнения с работы, на которого законодательством Украины возложена обязанность соблюдения трудового законодательства, противоправно, умышленно, посягая на конституционные права человека на труд, грубо нарушая требования ст.43 Конституции Украины, ст.ст.21, 24, 253, 254 Кодекса законов о труде Украины, ст.ст.1, 4, 21, 35 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», ст.ст.11, 14, 72, 113 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которые предусматривают социальные гарантии трудящихся, имея объективную возможность оформить в предусмотренном законом порядке трудовые отношения, издать приказы о принятии на работу работников и составить штатное расписание с учетом рабочего времени и соответствующим начислением заработной платы, отчислением из заработной платы взносов на общеобязательное пенсионное и социальное страхование, в период времени с 01 сентября по 01 декабря 2011 года, достоверно зная, что ОСОБА_5, ОСОБА_1 и ОСОБА_2 работают без заключения трудового договора, не заключил с ними трудовые договора и не проводил отчисления страховых взносов на общеобязательное страхование в установленном законом порядке.

Этими действиями ОСОБА_4 были грубо нарушены провозглашенные Конституцией Украины и другими нормативно-правовыми актами Украины трудовые права работников, что повлекло за собой отсутствие социальных гарантий, потерю трудового стажа, нарушение права на отпуска и получения вознаграждения за выполненную работу в виде заработной платы, лишение возможности правильного и объективного начисления пенсии по достижению пенсионного возраста, лишение возможности установления фактического размера положенного за выполненную работу вознаграждения, лишение возможности защиты нарушенных трудовых прав в установленном законом порядке.

Эти действия ОСОБА_4, выразившиеся в умышленном ином грубом нарушении законодательства о труде, органом досудебного следствия квалифицированы по ч.1 ст.172 УК Украины.

При выполнении требований ст.317 УПК Украины прокурор Туча С.А. заявила письменное ходатайство о прекращении уголовного преследования ОСОБА_4 на основании ст.48 УК Украины, указывая, что подсудимый ранее не судим, к уголовной ответственности не привлекался, совершил преступление небольшой тяжести, на данный момент все работники Общества трудоустроены официально, заключены трудовые договоры и внесены ведомости в трудовые книжки, с потерпевшими ОСОБА_5, ОСОБА_1 и ОСОБА_2 произведен полный расчет и проведены отчисления страховых взносов на общеобязательное страхование и в Пенсионный фонд.

Выслушав мнения прокурора Головатого М.Е., потерпевших ОСОБА_1 и ОСОБА_2, защитника ОСОБА_3 и подсудимого ОСОБА_4, поддержавших ходатайство, суд считает, что имеются основания для освобождения ОСОБА_4 от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки в соответствии со ст.48 УК Украины и ст.7 УПК Украины, поскольку он впервые привлекается к уголовной ответственности, совершил преступление небольшой тяжести, по которому полностью признал вину, а также произвел полный расчет с потерпевшими и отчисления страховых взносов на общеобязательное страхование и в Пенсионный фонд, что подтвердили в суде потерпевшие ОСОБА_1 и ОСОБА_2, и что подтверждается представленными суду банковскими документами, датированными 07 августа 2012 года, в связи с чем, ОСОБА_4 перестал быть общественно опасным.

Руководствуясь ст.ст.12, 48 УК Украины, ст.ст.7, 263, 282, 296, 317 УПК Украины, суд -

постановил:

Ходатайство прокурора Туча С.А. удовлетворить.

Прекратить в отношении ОСОБА_4 уголовное дело по обвинению по ч.1 ст.172 УК Украины и освободить его от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки.

Меру пресечения, избранную ОСОБА_4 в виде подписки о невыезде, - отменить по вступлении постановления в законную силу.

На постановление сторонами может быть подана апелляция в апелляционный суд Днепропетровской области через Днепропетровский районный суд в течение 7 суток со дня его вынесения.

Судья В.В. Бровченко

СудДніпропетровський районний суд Дніпропетровської області
Дата ухвалення рішення28.08.2012
Оприлюднено11.09.2012
Номер документу25867093
СудочинствоКримінальне

Судовий реєстр по справі —410/3782/12

Постанова від 28.08.2012

Кримінальне

Дніпропетровський районний суд Дніпропетровської області

Бровченко В. В.

🇺🇦 Опендатабот

Опендатабот — сервіс моніторингу реєстраційних даних українських компаній та судового реєстру для захисту від рейдерських захоплень і контролю контрагентів.

Додайте Опендатабот до улюбленого месенджеру

ТелеграмВайбер

Опендатабот для телефону

AppstoreGoogle Play

Всі матеріали на цьому сайті розміщені на умовахліцензії Creative Commons Із Зазначенням Авторства 4.0 Міжнародна, якщо інше не зазначено на відповідній сторінці

© 2016‒2023Опендатабот

🇺🇦 Зроблено в Україні