№4-521/12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 декабря 2012 года Ленинский районный суд города Луганска в составе:
Председательствующего- судьи: Поповой Е.М.,
при секретаре: Ждановой Ю.П.,
с участием прокурора: Захарова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Ленинском районном суде г.Луганска жалобу ОСОБА_2, ОСОБА_3, ОСОБА_4 на действия и бездействия прокурора Луганской области ОСОБА_10, заместителей прокурора Луганской области ОСОБА_5, ОСОБА_6., ОСОБА_7, ОСОБА_9, ОСОБА_8., в порядке и срок предусмотренный ст.. 236 УПК Украины,
установил:
Заявители обратились в суд с жалобой, в которой просили суд признать действия и бездействия прокурора Луганской области ОСОБА_10 и его заместителей ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_7, ОСОБА_9, ОСОБА_8, в порядке и срок предусмотренный ст.. 236 УПК Украины, в части систематического отказа в принятии, регистрации и рассмотрения заявления с уведомлением о преступлении, в порядке предусмотренном ст. 97 УПК Украины. Обязать прокурора Луганской области, принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление заявителей о преступлении, в порядке предусмотренном ст. 97 УПК Украины, по результатам рассмотрения принять законное и обоснованное решение. Вынести частное постановление.
В судебном заседании заявитель ОСОБА_2 поддержал доводы жалобы.
Прокурор в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на ее необоснованность, а также предоставил суду копию выписки из уголовного производства №420120300000000006 по заявлению ОСОБА_2
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 236 УПК Украины (1960) действия прокурора могут быть обжалованы в суд. Согласно Решению Конституционного Суда Украины от 14.12.2011г. N 19-рп/2011 жалобы лиц относительно принятия решений, совершения действий или допущения бездеятельности субъектом властных полномочий относительно заявлений и сообщений о совершенных или подготавливаемых преступлениях суды должны рассматривать и решать в уголовном судопроизводстве.
Как усматривается из материалов жалобы, 13 ноября 2012 года заявителями на имя прокурора Луганской области было заявлено сообщение о преступлении, работниками прокуратуры, по признакам состава преступления ч.3 ст. 364, ч.2 ст. 372, ч.2 ст. 382 УК Украины, однако их заявления не были рассмотрены в установленном законом порядке, и не было принято законного и обоснованного решения.
По мнению суда, при рассмотрении заявления заявителей о совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 364, ч.2 ст. 372, ч.2 ст. 382 УК Украины, прокуратурой Луганской области был нарушен установленный УПК Украины порядок проверки заявлений (сообщений) о преступлении по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 94 ч. 1 п. 1 УПК Украины (1960) одним из поводов к возбуждению уголовного дела являются заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан.
В соответствии со ст. 95 ч. 1 УПК Украины (1960) заявления или сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан о преступлении могут быть устными или письменными.
В соответствии со ст. 4 УПК Украины (1960) суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.
В соответствии со ст. 97 ч. 1, 2 УПК Украины (1960) прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны принимать заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе и по делам, не подлежащим их ведению. По заявлению или сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны не позднее трехдневного срока принять одно из следующих решений: 1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела; 3) направить заявление или сообщение по принадлежности.
В соответствии со ст. 1 ч. 1 Закона Украины «Об обращениях граждан»граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении.
В соответствии со ст. 3 Закона Украины «Об обращениях граждан»под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. Предложение (замечание) - обращение граждан, где высказываются советы, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества. Заявление (ходатайство) - обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п. Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.
Законодательством Украины не установлено четких критериев оценки заявлений граждан в качестве заявлений (сообщений) о готовящихся либо совершенных преступлениях в контексте поводов к возбуждению уголовного дела, предусмотренных ст. 94 УПК Украины (1960).
Порядок принятия, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, которые совершенны или готовятся, предусмотрен соответствующими зарегистрированными в Минюсте Украины нормативными актами органов, уполномоченных проводить дознание и досудебное следствие. Однако Инструкция о порядке принятия, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Украины заявлений и сообщений о преступлениях, утвержденная приказом Генерального прокурора Украины от 24 июня 2004 года N 66/13-ок, не зарегистрирована в Минюсте Украины, в связи с чем не является нормативным актом, подлежащим общеобязательному исполнению, однако обязательным к исполнению органами Прокуратуры Украины. Учитывая изложенное, суд считает, что вопрос о квалификации обращения гражданина в прокуратуру в качестве заявления (сообщения) о преступлении решается прокурором на основании ст. 4, 94, 95, 97, 98 УПК Украины (1960) с учетом требований указанного приказа, с соблюдением принципа верховенства права, закрепленного в ст. ст. 6, 57 Конституции Украины.
Системный анализ ст. ст. 4, 94, 95, 97, 98 УПК Украины (1960), ст. 11 УК Украины, ст. ст. 1, 3 Закона Украины «Об обращениях граждан»позволяет сделать вывод о том, что письменное заявление (сообщение) о преступлении должно содержать в себе информацию о данных, указывающих на наличие признаков конкретного общественно опасного виновного деяния, которым нарушены охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц, и за совершение которого законом предусмотрена уголовная ответственность. По результатам проверки такого заявления (сообщения) в порядке, предусмотренном ст. 97 УПК Украины (1960), уполномоченный орган и должен принимать решение о достаточности данных, указывающих на наличие признаков конкретного преступления, относимости и допустимости источников получения этих данных. В то время как, заявления (жалобы) граждан в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан»содержат в себе обращения либо требования о содействии в реализации либо восстановлении нарушенных прав и интересов, восстановление и реализация которых возможны за рамками уголовного судопроизводства.
При таких обстоятельствах, суд считает, что сообщение заявителей о преступлении от 13 ноября 2012 г. не является предложением (замечанием), заявлением, ходатайством, жалобой, в контексте ст. 3 Закона Украины «Об обращениях граждан», а является заявлением (сообщением) о преступлении в контексте ч. 1 ст. 94 УПК Украины (1960), так как содержит в себе информацию о данных, указывающих на наличие признаков общественно опасного виновного деяния, которым нарушены охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц, и за совершение которого законом предусмотрена уголовная ответственность. В связи с чем прокуратура Луганской области в соответствии со ст. 99 УПК Украины (1960) должна была, при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, своим постановлением отказать в возбуждении уголовного дела, о чем сообщить заинтересованным лицам и предприятиям, учреждениям, организациям.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление ОСОБА_2, ОСОБА_3, ОСОБА_4 о наличии в действиях работников прокуратуры Ленинского района г. Луганска состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 364, ч.2 ст. 372, ч.2 ст. 382 УК Украины прокуратурой Луганской области было ошибочно рассмотрено в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об обращениях граждан», в связи с чем, жалобу заявителей на действия и бездействия прокурора Луганской области ОСОБА_10 и его заместителей ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_7, ОСОБА_9, ОСОБА_8, в порядке и срок предусмотренный ст.. 236 УПК Украины, в части систематического отказа в принятии, регистрации и рассмотрения заявления с уведомлением о преступлении, в порядке предусмотренном ст. 97 УПК Украины следует удовлетворить частично.
Суд приходит к выводу, что в остальной части жалобы отказать за необоснованностью, так как на день вынесения данного постановления, вступил в действие УПК Украины 2012 года и прокурором предоставлено суду копию выписки из уголовного производства №420120300000000006 по заявлению ОСОБА_2
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 236 УПК Украины (1960),
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу ОСОБА_2, ОСОБА_3, ОСОБА_4 на действия и бездействия прокурора Луганской области ОСОБА_10, заместителей прокурора Луганской области ОСОБА_5, ОСОБА_6., ОСОБА_7, ОСОБА_9, ОСОБА_8., в порядке и срок предусмотренный ст.. 236 УПК Украины -удовлетворить частично.
Признать противоправными действия и бездействия прокурора Луганской области ОСОБА_10, заместителей прокурора Луганской области ОСОБА_5, ОСОБА_6., ОСОБА_7, ОСОБА_9, ОСОБА_8., в порядке и срок предусмотренный ст.. 236 УПК Украины.
В остальной части отказать за необоснованностью.
Постановление может быть обжаловано в течение пятнадцати суток со дня его провозглашения в апелляционный суд Луганской области путём подачи апелляции через Ленинский районный суд города Луганска.
Председательствующий: О.М. Попова.
Суд | Ленінський районний суд м. Луганськ |
Дата ухвалення рішення | 27.12.2012 |
Оприлюднено | 10.01.2013 |
Номер документу | 28332248 |
Судочинство | Кримінальне |
Кримінальне
Ленінський районний суд м. Луганськ
Попова О. М.
Всі матеріали на цьому сайті розміщені на умовах ліцензії Creative Commons Із Зазначенням Авторства 4.0 Міжнародна, якщо інше не зазначено на відповідній сторінці
© 2016‒2023Опендатабот
🇺🇦 Зроблено в Україні