18.02.2014
Апеляційний суд міста Севастополя копія
Дело № 11/797/516/13 Председательствующий в 1-ой инстанции: Буцмак Ю.Е.
Категория: ст. 191 ч.5, 366 ч.2 УК Украины Докладчик: Соловьев Е.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
И М Е Н Е М У К Р А И Н Ы
18 февраля 2014 года коллегия судей судебной палаты по рассмотрению уголовных дел Апелляционного суда города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Соловьева Е.А.,
судей - Кабаля И.И., Коваленко А.Ю.,
с участием прокурора - Лопусева К.В.,
адвокатов - ОСОБА_1, ОСОБА_2,
ОСОБА_3,
представителя гражданского
истца - ОСОБА_4,
обвиняемых - ОСОБА_5, ОСОБА_6,
ОСОБА_7 и ОСОБА_8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апелляционного суда города Севастополя апелляцию заместителя прокурора Гагаринского района города Севастополя Краевой В.В. на определение Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 октября 2013 года, которым уголовное дело по обвинению ОСОБА_5 в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 191 ч.5, 209 ч.3, 28 ч.3 - 366 ч.2, 205 ч.2, 366 ч.2 УК Украины, ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 191 ч.5, 209 ч.3, 28 ч.3 - 366 ч.2 УК Украины,
возвращено прокурору города Севастополя на дополнительное расследование по мотиву неполноты и неправильности досудебного следствия,
У С Т А Н О В И Л А:
Органом досудебного следствия ОСОБА_5 обвиняется в том, что в январе 2009 года, являясь юрисконсультом Национального Заповедника «Херсонес Таврический», назначенный на данную должность на основании приказа №147 от 01.11.2007г., преследуя цель незаконного систематического обогащения, из корыстных побуждений, не ограничивая свой преступный умысел временными рамками, решил создать постоянно действующую организованную группу для совершения особо тяжких преступлений, связанных с завладением чужого имущества, путем злоупотребления служебными полномочиями.
ОСОБА_5, исполняя обязанности юрисконсульта Национального заповедника «Херсонес Таврический», в соответствии с функциональными обязанностями, утвержденными 02.01.04г., обязан был разрабатывать и принимать участие в разработке документов правового характера, осуществлять методическое руководство правовой работы на предприятии, готовить материалы о расхищении, растратах, недостачах и о других правонарушениях для предоставления в следственные и судебные органы, принимать участие в разработке и выполнении мер по укреплению расчета, договорной, финансовой дисциплины, а также принимать участие в разработке заключений по хозяйственным договорам, подготовке заключений об их юридической обоснованности. Изучив функции и задачи Национального Заповедника «Херсонес Таврический», (далее по тексту НЗ «ХТ»), юридический адрес: г.Севастополь ул.Древняя,1, законодательную и нормативную базу, ОСОБА_5 достоверно знал, что Постановлением КМУ №878 от 26.07.2001г. земельные участки, находящиеся на административной территории г. Севастополя, расположены в исторических населенных местах (Севастополь, Балаклава, Инкерман) и занесены в Государственный Список исторических населенных мест Украины. Решением сессии Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года, до 2025г. определены зоны охраны археологического культурного слоя, которые отражены в Генеральном плане города Севастополя, и для определения возможности или условий (ограничений) ведения строительных, мелиоративных, дорожных работ на земельном участке, расположенном в пределах границ охраняемых археологических территорий, в соответствии со ст.ст.31,32,36,37 Закона Украины «Об охране культурного наследия», необходим вывод специалистов в сфере охраны археологического исследования. На территории г.Севастополя археологические исследования могут проводить лишь научные сотрудники НЗ «ХТ» имеющие соответствующие разрешения.
В соответствии с Законом Украины «Об охране археологического наследия» от 18.03.2004г. №1626-1V, научную археологическую экспертизу выполняют специалисты, которые имеют квалификационные лицензионные документы на эти виды работ: открытый лист Института археологии Национальной академии наук Украины и Разрешение (дозвіл) на проведение исследований (разведок, раскопок, экспертиз и др.) Министерства культуры Украины. Соответствующие квалификационные лицензионные документы в г.Севастополе имеют лишь 5 научных сотрудников НЗ «ХТ», в том числе ОСОБА_7
Согласно п.5 Порядка выдачи разрешений на проведение археологических разведок, раскопок и других земельных работ, на охраняемых археологических территориях, утвержденного Постановлением КМУ №316 от 13.03.2002г. разрешение на проведение археологических разведок выдает Минкультуры на имя физического лица - научного работника при наличии у него квалификационного документа (открытого письма). При этом запрещается передавать право на проведение отмеченных в разрешении работ другому лицу. Такое разрешение выдается по заявлениям государственных учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с археологическими исследованиями, в г.Севастополе таким учреждением является НЗ «ХТ».
ОСОБА_5, достоверно зная, что в соответствии с п.2.2.10 Устава НЗ «ХТ», утвержденного приказом Министерства культуры и туризма Украины от 18.08.08г., №917/0/16-ОВ одним из направлений уставной деятельности заповедника, есть выполнение научно-исследовательских работ и иных работ по заказам физических и юридических лиц, а в соответствии со ст.37 Закона Украины «Об охране культурного наследия», строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут повлечь разрушение, уничтожение либо повреждение объектов культурного наследия, проводятся только после полного исследования этих объектов (научными сотрудниками НЗ «ХТ») за счет средств заказчиков указанных работ, которые в соответствии с Уставом НЗ «ХТ», Бюджетным кодексом Украины (п.4 ст.13, п.п.15,30, ст.1, ст.35) и «Порядком составления, рассмотрения, утверждения требований по исполнению смет бюджетных учреждений», утвержденного ПКМУ №228 от 28.02.2002г., должны были поступать на казначейский счет НЗ «ХТ», специально открытый для поступлений от дополнительной хозяйственной деятельности, пришел к выводу о возможности получения систематического неконтролируемого дохода, путем совершения общественно опасных деяний, направленных на завладение денежными средствами, поступающими в качестве оплаты от заказчиков за проведение сотрудниками НЗ «ХТ» археологических исследований, изысканий (разведок), археологического контроля, а также за подготовку и выдачу научных заключений.
Так, ОСОБА_5, в нарушение изложенных выше функциональных обязанностей, не обеспечил методическое руководство правовой работы на предприятии, а наоборот движимый жаждой легкой наживы, из корыстных побуждений разработал план преступной деятельности, в соответствии с которым решил систематически проводить операции, направленные на завладение денежными средствами, которые должны были поступать в НЗ «ХТ» от заказчиков в качестве оплаты за проведенные сотрудниками НЗ «ХТ» археологические исследования, изыскания (разведки), археологический контроль, а также за подготовку и выдачу научных заключений. Завладение денежными средствами заказчиков, обращающихся в НЗ «ХТ» за проведением вышеуказанных археологических работ и выдачу научных заключений, ОСОБА_5 планировал осуществлять под видом материального обеспечения археологических исследований, изысканий (разведок), археологического контроля, и выдачи научных заключений, осуществляемых сотрудниками подконтрольных ему не государственных предприятий: «Предприятие «Археополис» общественная организация «Херсонеская Международная Археологическая школа» и ООО «Предприятие «Археополис», которые согласно Порядка выдачи разрешений на проведение археологических разведок, раскопок и других земельных работ, на охраняемых археологических территориях, утвержденного Постановлением КМУ №316 от 1303.2002г., не могли выполнять вышеуказанные археологические работы, так как это возложено на государственные специализированные учреждения, в данном случае - НЗ «ХТ».
С целью хищения денежных средств, поступающих от заказчиков в качестве оплаты за проведение сотрудниками НЗ «ХТ» археологических обследований, археологических изысканий (разведок), археологического контроля, а также за подготовку и выдачу научных заключений и получения правомочия распоряжаться вышеуказанными денежными средствами, а также конспирации своей преступной деятельности, под предлогом легальной хозяйственной деятельности, ОСОБА_5 решил использовать подконтрольные ему субъекты хозяйственной деятельности: «Предприятие «Археополис» общественная организация «Херсонеская Международная Археологическая школа» (далее по тексту ПА ОО «ХМАШ»), ЕГРПОУ 31934607, дата регистрации 22.03.02, г.Севастополь, юридический адрес: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, где на основании приказа № 5 от 27.02.02, он был назначен директорам и в соответствии с п.5 Устава ПА ОО «ХМАШ» имел право первой подписи финансовых документов «Археополиса». А также совершать всякого рода сделки и иные юридические акты (в том числе и экономические), выдавать доверенности, открывать и закрывать в банковских учреждениях счета «Археополиса», распоряжаться имуществом «Археополиса», принимать на работу и увольнять персонал «Археополиса», утверждать должностные инструкции, то есть был наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. А кроме указанного предприятия и созданное ООО «Предприятие «Археополис» ЕГРПОУ 36314914, зарегистрированное 14.01.09, (юридический адрес: г. Севастополь, ул. Древняя,1), с целью осуществления преступного умысла и прикрытия незаконной деятельности, где ОСОБА_5 протоколом № 1 общих сборов от 14.01.09г., был назначен директором. В соответствии с п.9.29 Устава ООО «Предприятия «Археополис», на ОСОБА_5 было возложено оперативное руководство деятельностью предприятия, в соответствии действующим законодательством и Уставом распоряжаться имуществом предприятия, принимать решения о заключении договоров, открывать в банковских учреждениях основные, дополнительные (поточные) в том числе и в иностранной валюте расчетные счета, в установленном порядке принимать и увольнять с работы персонал предприятия, то есть был наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
В соответствии с выработанной ОСОБА_5 схемой, на счета указанных предприятий должен был осуществляться перевод денежных средств заказчиков (физических и юридических лиц) обращающихся в НЗ «ХТ» за выполнением археологических обследований, изысканий (разведок), археологического контроля, а также выдачей научных заключений, которые выполняли сотрудники НЗ «ХТ», и дальнейший транзитный перевод указанных средств на предприятия «Археополис», в том числе и посредством совершения бестоварных сделок, с последующим переводом их из безналичной формы в наличную.
ОСОБА_5 осознавая, что для достижения своего преступного умысла, в создаваемую им организованную группу, необходимо вовлечь должностных лиц НЗ «ХТ», отвечающих за организацию и контроль проведения вышеуказанных археологических работ и выдачу научных заключений, которым он мог бы доверять. Таким образом, ОСОБА_5 в январе 2009 года, боле точная дата и время в ходе следствия не установлены, находясь на территории НЗ «ХТ» по ул.Древняя,1 в г.Севастополе, вступил в преступный сговор с генеральным директором НЗ «ХТ» ОСОБА_6, с заместителем генерального директора - начальником отдела охраны и исследования памятников археологии НЗ «ХТ» - ОСОБА_7, а также с заведующей сектора отдела охраны и исследования памятников НЗ «ХТ» - ОСОБА_8
ОСОБА_6, являясь должностным лицом - генеральным директором НЗ «ХТ», действующим на основании контракта № 299 от 19.05.2006г., заключенного с Министерством культуры и туризма Украины, в соответствии с требованиями п.6.3. Устава НЗ «ХТ», обязан был осуществлять руководство деятельностью НЗ «ХТ», определять функциональные обязанности заместителей генерального директора, руководителей структурных подразделений и работников, мог открывать в отделениях Государственного Казначейства Украины счета, распоряжаться имуществом в рамках закона, заключать трудовые договора, хозяйственные и иные соглашения, подавать сметы расходов в Государственную службу по вопросам национального, культурного наследия для подачи на утверждение в Министерство культуры и туризма Украины, а также принимать меры к возмещению убытков, причиненных нарушением законодательства об охране культурного наследия и окружающей природной среды предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Кроме этого в соответствии с п.2.1.4 и п.2.1.10 Контракта №299, ОСОБА_6 нес персональную ответственность за своевременную уплату налогов и иных обязательных платежей в бюджет, обязан был строго придерживаться законодательства Украины и финансовой дисциплины. Надлежащее исполнение ОСОБА_6 возложенных на него должностных обязанностей по организации и руководству деятельностью НЗ «ХТ», исключало бы возможность завладения денежными средствами, поступающими от заказчиков за выполненные археологические работы и выдачу научных заключений выполненные сотрудниками НЗ «ХТ». Однако в нарушении изложенных выше должностных обязанностей, ОСОБА_6 не только не обеспечил нормальную деятельность НЗ «ХТ», в том числе и платную выдачу научных заключений в соответствии требованиями «Порядка выдачи разрешений на проведение археологических разведок, раскопок и других земельных работ, на охраняемых археологических территориях», утвержденного Постановлением КМУ №316 от 1303.2002г., но на протяжении периода с января 2009 г. по июнь 2011г., используя предоставленные ему должностные полномочия вопреки интересам службы, создал условия для совершения корыстных и должностных преступлений как им лично, так и подчиненными ему работниками НЗ «ХТ», в том числе для хищения денежных средств НЗ «ХТ».
ОСОБА_7, являясь должностным лицом - заместителем генерального директора - начальником отдела охраны и исследования памятников археологии НЗ «ХТ», действующий на основании приказа №2 от 02.01.2004г., в соответствии с требованиями должностной инструкции, утвержденной 09.01.2005г., обязан был обеспечить руководство отделами охраны памятников и музеефикации, осуществлять и организовывать наблюдение и контроль за выполнением требований Закона Украины «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в зонах строительства и освоения земель касательно памятников археологии, а также нес персональную ответственность за оформление и своевременную передачу в научный архив и в отдел фондов заповедника, материалов и документации, отражающих научно-исследовательскую, охранную деятельность отделов, то есть был наделен организационно-распорядительными фикциями.
В нарушение изложенных выше должностных обязанностей, ОСОБА_7 не только не обеспечил нормальную деятельность отдела охраны памятников археологии НЗ «ХТ» в соответствии с предъявляемыми требованиями «Порядка выдачи разрешений на проведение археологических разведок, раскопок и других земельных работ, на охраняемых археологических территориях», утвержденного Постановлением КМУ №316 от 1303.2002г., но на протяжении периода с января 2009 г. по июнь 2011г., используя предоставленные ему должностные полномочия, вопреки интересам службы, создал условия для совершения корыстных и должностных преступлений, в том числе и хищения денежных средств, как им лично, так и подчиненным ему работником НЗ «ХТ» - ОСОБА_8 Надлежащее исполнение ОСОБА_7 обязанностей по организации деятельности отдела охраны памятников археологии, исключило бы возможность завладения денежными средствами, поступающими от заказчиков за вышеуказанные работы, а равно совершение иных, должностных преступлений.
ОСОБА_8, являясь должностных лицом - заведующей сектором отдела охраны и исследования памятников, действующей на основании приказа №9 от 14.01.2008г., в соответствии с требованиями должностной инструкции, утвержденной 05.01.2005г., обязана была осуществлять и организовывать наблюдение и контроль за выполнением требований Законов Украины «Об охране культурного наследия» и «Об охране археологического наследия» в зонах строительства и освоения земель Гераклейского полуострова, знакомиться с документацией согласований по отводу земли, организовывать и проводить изыскательские работы на отводимых территориях, готовить заключения с характеристикой археологической ситуацией участка, давать рекомендации к согласованию, а также несла персональную ответственность, за выполнение всех видов работ сектора, то есть была наделена организационно-распорядительными фикциями. Надлежащее исполнение ОСОБА_8 обязанностей предусмотренных должностной инструкцией, исключало возможность завладения денежными средствами, а равно совершение иных должностных преступлений.
ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 дали согласие на вступление в создаваемую ОСОБА_5 организованную преступную группу и содействие тому, чтобы денежные средства за проведенные работы сотрудниками государственного предприятия - НЗ «ХТ», вопреки интересам государства, получали подконтрольные ОСОБА_5 предприятия.
Обладая задатками лидера, авторитарностью и организаторскими способностями, имея высшее юридическое образование и опыт работы по специальности, которые были использованы для разработки и конспирации преступных схем по завладению денежными средствами НЗ «ХТ», ОСОБА_5 отвел себе роль руководителя организованной группы, а остальным участникам - ОСОБА_6, ОСОБА_7, ОСОБА_8 функции исполнителей.
При этом ОСОБА_5 ознакомил их с ранее разработанным планом преступной деятельности, который был одобрен ими, обязал их придерживаться продуманной им линии поведения и организовал общее централизованное финансирование всей деятельности организованной преступной группы. Предложенная ОСОБА_5 схема совершения преступлений была отработана детально - каждый участник знал свои функции и руководствовался ими, беспрекословно выполняя указания лидера организованной группы.
Таким образом ОСОБА_5 по согласованию с участниками организованной группы ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 распределил функции следующим образом:
Он (ОСОБА_5), как руководитель организованной преступной группы, должен был:
- контролировать и координировать преступные действия членов созданной им организованной преступной группы;
- готовить фиктивную договорную, сметную документацию, акты приемки выполненных работ, давать указания о подготовке такой документации остальным участникам организованной группы;
- злоупотребляя своим служебным положением в качестве директора предприятия «Археополис» ОО «ХМАШ» и ООО «Предприятие Археополис» издавать фиктивные приказы о формальном трудоустройстве на подконтрольные ему предприятия сотрудников НЗ «ХТ», осуществляющих археологические исследования и выдачу научных заключений, в целях конспирации преступной деятельности организованной группы;
- принимать решения о переводе похищенных денежных средств со счетов подконтрольных ему субъектов хозяйственной деятельности на другие счета предприятий, с целью дальнейшей легализации и конвертации из безналичной формы в наличную;
- аккумулировать у себя похищаемые денежные средства и распределять их между членами организованной преступной группы, а также использовать их для, оплаты труда наемных работников, оплаты автотранспорта, а также финансирования иных мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, поддержание деятельности и конспирации созданной им организованной преступной группы.
ОСОБА_6 согласно отведенной ему роли, в период с января 2009г. по июнь 2011г., с целью создания условий для завладения денежными средствами и придания видимости законности поступления денежных средств на предприятия ОСОБА_5, достоверно зная, что работы по археологическим исследованиям, изысканиям (разведкам), археологическому контролю, а также подготовку и выдачу научных заключений, выполняют сотрудники НЗ «ХТ», злоупотребляя своим служебным положением, вопреки интересам государства, подписывал фиктивные трехсторонние договора о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые с подконтрольными ОСОБА_5 предприятиями «Археополис» и заказчиками археологических работ, в которых были указаны ложные сведения о том, что указанные работы будут выполнять предприятия «Археополис», что не соответствовало действительности. Таким образом, в нарушении Бюджетного кодекса Украины (п.4 ст.13, п.п.15,30, ст.1, ст.35) и «Порядка составления, рассмотрения, утверждения требований по исполнению смет бюджетных учреждений», утвержденного ПКМУ №228 от 28.02.2002г. (п.1, п.3), НЗ «ХТ» не получал в вышеуказанный период доход, как бюджетное учреждение в виде поступлений за выполненные археологические исследования, изыскания (разведки), археологический контроль, а также за подготовку и выдачу научных заключений, и не отображал его как собственные поступления НЗ «ХТ».
ОСОБА_7, согласно отведенной ему роли, в период с января 2009г. по июнь 2011г, с целью создания условий для завладения денежными средствами, имеющий как сотрудник НЗ «ХТ», разрешение на проведение археологических разведок, раскопок и исследований, выданное Министерством культуры Украины, и Открытый лист (форма №6), дающий право на проведение научных экспертиз, выданный Институтом археологии НАУ, по указанию ОСОБА_5, формально (без наступления каких-либо трудовых прав и обязательств) трудоустроился на негосударственные предприятия, подконтрольные ОСОБА_5: «Археополис» ОО «ХМАШ» и ООО «Предприятие «Археополис», на должность научного консультанта (заявление о приеме на работу от 25.01.09г.), для предания видимости законности и легальности действиям организованной преступной группы, после чего ОСОБА_7 злоупотребляя своим служебным положением, вопреки интересам государства, при обращении в отдел охраны памятников археологии НЗ «ХТ» заказчиков на проведение археологический исследований, изысканий (разведок), археологического контроля, и выдачу научных заключений, проводил вышеуказанные археологические работы и готовил научные заключения как самостоятельно, так и давал указания на проведение вышеуказанных археологических работ и подготовку научных заключений, научным сотрудникам НЗ «ХТ» (ОСОБА_10, ОСОБА_11, ОСОБА_12, ОСОБА_13), которые не были посвящены в преступные намерения организованной группы. После проведения вышеуказанных археологических работ и подготовки научных заключений сотрудниками НЗ «ХТ», ОСОБА_7 действуя совместно и согласовано с ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_8, готовил и подписывал у заказчиков фиктивные документы: трехсторонние договора о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые с подконтрольными ОСОБА_5 предприятиями «Археополис» и заказчиками археологических работ, акты выполненных работ (КБ.№2), сметную документацию, в которых указывались ложные сведения о том, что археологические работы выполнены предприятиями «Археополис», что не соответствовало действительности, с целью незаконного поступления денежных средств на счета вышеуказанных предприятий, тем самым способствовал хищению денежных средств НЗ «ХТ».
ОСОБА_8, согласно отведенной ей роли, по указанию ОСОБА_5, в период с января 2009г. по июнь 2011г, с целью создания условий для завладения денежными средствами, формально (без наступления каких-либо трудовых прав и обязательств) трудоустроилась на негосударственные предприятия, подконтрольные ОСОБА_5: «Археополис» ОО «ХМАШ» и ООО «Предприятие «Археополис» на должность руководителя группы (заявление о приеме на работу от 30.01.09г.), для предания видимости законности и легальности действиям организованной преступной группы, злоупотребляя своим служебным положением, вопреки интересам государства, при обращении в отдел охраны памятников археологии НЗ «ХТ», заказчиков на проведение археологических исследований, изысканий (разведок), археологического контроля, и выдачу научных заключений, готовила фиктивные документы: договора о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые между заказчиками, НЗ «ХТ» и предприятиями «Археополис», сметную документацию, акты выполненных работ (КБ.2), указывая в них ложные сведения о том, что данные работы выполнены сотрудниками предприятий «Археополис», что не соответствовало действительности, после чего подписывала их как руководитель группы предприятий «Археополис», и передавала на подпись заказчикам со счетами для оплаты услуг предприятий «Археополис», за работы выполненные сотрудниками НЗ «ХТ», тем самым способствовала хищению денежных средств НЗ «ХТ».
Таким образом, в январе 2009 г. ОСОБА_5 была создана организованная преступная группа со стабильным составом, тесными взаимоотношениями между ее участниками, обеспеченными дружескими отношениями, длительным знакомством и общими интересами, связанными с незаконным систематическим обогащением, объединенная общим планом преступной деятельности с четким распределением ролей участников, представляющая потенциальную угрозу для правоохраняемых интересов, в состав которой кроме него вошли: ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 и действовала в период с января 2009 г. по июнь 2011г., совершив ряд особо тяжких умышленных корыстных преступлений при следующих обстоятельствах:
Так, ОСОБА_5, действуя в период с января 2009г. по июнь 2011г., более точная дата и время в ходе следствия не установлены, являясь директором предприятия «Археополис» ОО «ХМАШ» и ООО «Предприятие «Археополис», находясь по адресу: г.Севастополь ул.Древняя,1, действуя в составе организованной группы с ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8, движимый жаждой легкой наживы, с целью завладения денежными средствами НЗ «ХТ», поступающими от заказчиков в качестве оплаты за археологические исследования, изыскания (разведки), археологический контроль и выдачу научных заключений, формально (без наступления каких-либо трудовых прав и обязательств) трудоустроил на предприятия «Археополис» сотрудников НЗ «ХТ», заместителя генерального директора - начальника отдела охраны памятников археологии - ОСОБА_7 (приказ о приеме на работу №14 от 01.02.2009г. на основании заявления от 25.01.2009г.) на должность научного консультанта, а также заведующую сектором охраны памятников археологии НЗ «ХТ» - ОСОБА_8 (приказ о приеме на работу №13 от 01.02.2009г. на основании заявления от 30.01.2009г.) на должность руководителя группы. По замыслу ОСОБА_5 это должно было создать дополнительные фиктивные документальные подтверждения выполнения археологических работ предприятиями «Археополис», а также давало формальные основания по ложным документам перечислять денежные средства на счета предприятий «Археополис» с целью их завладения и последующей легализацией.
Продолжая свой преступный умысел, направленный на завладения денежными средствами НЗ «ХТ», ОСОБА_5 в указанный период, с целью придания видимости законности и легальности действиям организованной преступной группы, подготовил генеральное соглашение о научном, культурном и деловом сотрудничестве от 21.01.09г. между предприятиями «Археополис» и НЗ «ХТ», которое подписал ОСОБА_6, как генеральный директор НЗ «ХТ» и ОСОБА_5, как директор предприятий «Археополис», а также разработал форму фиктивных договоров о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые между заказчиками, НЗ «ХТ» и предприятиями «Археополис», которые содержали ложные сведения о том, что предприятия «Археополис» будут выполнять археологические исследования, изыскания (разведки), археологический контроль, что не соответствовало действительности, так как предприятия «Археополис» не имели никаких правовых оснований, для проведения указанных работ, согласно действующего законодательства. Указанные фиктивные договора были составлены таким образом, чтобы денежные средства за археологические исследования, изыскания (разведки), археологический контроль, а также за выдачу научных заключений, выполняемые сотрудниками НЗ «ХТ», не поступали на счет НЗ «ХТ», а были незаконно направлены на расчетные счета предприятий «Археополис». В соответствии с условиями фиктивных договоров о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, финансовые взаимоотношения, по совместной деятельности между НЗ «ХТ» и предприятиями «Археополис», умышленно не предусматривались и не оговаривались, в связи с чем, финансовые расчеты между указанными предприятиями не производились. После чего, образцы фиктивных договоров о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии ОСОБА_5 передавал остальным участникам организованной группы ОСОБА_6, ОСОБА_7, ОСОБА_8 для подписи и составления на их основе, фиктивных актов выполненных работ (КБ №2), сметной документации, тем самым способствовал хищению денежных средств НЗ «ХТ».
ОСОБА_6, в период с января 2009г. по июнь 2011г., действуя в составе организованной группы с ОСОБА_5, ОСОБА_7 и ОСОБА_8, согласно отведенной ему роли, с целью создания условий для завладения денежными средствами и придания видимости законности поступления денежных средств на предприятия ОСОБА_5, достоверно зная о том, что работы по археологическим исследованиям, изысканиям (разведкам), археологическому контролю, подготовке и выдачи научных заключений, выполняются сотрудниками НЗ «ХТ», злоупотребляя своим служебным положением, вопреки интересам государства, подписывал фиктивные трехсторонние договора о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые с подконтрольными ОСОБА_5 предприятиями «Археополис» и заказчиками археологических исследований, в которых были указаны ложные сведения о том, что указанные работы выполняют предприятия «Археополис», что не соответствовало действительности. Таким образом, в нарушении Бюджетного кодекса Украины (п.4 ст.13, п.п.15,30, ст.1, ст.35) и «Порядка составления, рассмотрения, утверждения требований по исполнению смет бюджетных учреждений», утвержденного ПКМУ №228 от 28.02.2002г. (п.1, п.3), НЗ «ХТ» не получал в вышеуказанный период доход, как бюджетное учреждение в виде поступлений за выполненные археологические исследования, изыскания (разведки), археологический контроль, а также за подготовку и выдачу научных заключений, и не отображал его как собственные поступления НЗ «ХТ», тем самым способствовал хищению денежных средств НЗ «ХТ».
ОСОБА_7, действуя в период с января 2009г. по июнь 2011г, в составе организованной преступной группы с ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_8, согласно отведенной ему роли, с целью создания условий для завладения денежными средствами, имеющий как сотрудник НЗ «ХТ», разрешение на проведение археологических разведок, раскопок и исследований, выданное Министерством культуры Украины, и Открытый лист (форма №6), дающий право на подготовку научных экспертиз, выданный Институтом археологии НАУ, злоупотребляя своим служебным положением, вопреки интересам государства, при обращении в отдел охраны памятников археологии НЗ «ХТ» заказчиков на проведение археологический исследований, изысканий (разведок), археологического контроля, проводил вышеуказанные археологические работы, готовил научные заключения, а также давал указания на проведение вышеуказанных археологических работ и подготовку научных заключений, научным сотрудникам НЗ «ХТ» (ОСОБА_10, ОСОБА_11, ОСОБА_12, ОСОБА_13), которые не были посвящены в преступные намерения организованной группы. После проведения вышеуказанных археологических работ и подготовки научных заключений сотрудниками НЗ «ХТ», ОСОБА_7, находясь на своем рабочем месте на территории НЗ «ХТ», расположенного по ул.Древняя,1, с ведома остальных участников организованной группы, готовил и передавал на подпись заказчикам фиктивные документы, а именно трехсторонние договора о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые с подконтрольными ОСОБА_5 предприятиями «Археополис» и заказчиками археологических работ, акты выполненных работ (КБ.№2), сметную документацию, в которых указывались ложные сведения о том, что археологические работы выполнены предприятиями «Археополис», что не соответствовало действительности, тем самым способствовал завладению денежными средствами НЗ «ХТ».
ОСОБА_8, действуя в период с января 2009г. по июнь 2011г, в составе организованной преступной группы с ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_7, согласно отведенной ей роли, с целью создания условий для завладения денежными средствами НЗ «ХТ», злоупотребляя своим служебным положением, вопреки интересам государства, при обращении в отдел охраны памятников археологии НЗ «ХТ», заказчиков на проведение археологических исследований, изысканий (разведок), археологического контроля, и выдачу научных заключений, готовила фиктивные документы, а именно договора о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые между заказчиком, НЗ «ХТ», предприятиями «Археополис», сметную документацию, акты выполненных работ (КБ.2), указывая в них ложные сведения о том, что указанные работы выполнены сотрудниками предприятий «Археополис», что не соответствовало действительности, после чего подписывала (акты выполненных работ и сметную документацию) лично, как руководитель группы предприятий «Археополис», и передавала на подпись заказчикам со счетами для оплаты услуг предприятиям «Археополис», за работы выполненные сотрудниками НЗ «ХТ», тем самым способствовала завладению денежными средствами НЗ «ХТ».
Так, в период с января 2009 г. по июнь 2011г. ОСОБА_5, действуя в составе организованной преступной группы с ОСОБА_7, ОСОБА_8 и ОСОБА_6, злоупотребляя своим служебным положением, завладел денежными средствами, поступающими от заказчиков за работы, выполненные сотрудниками НЗ «ХТ», путем необоснованного перечисления, по заведомо ложным документам (актам выполненных работ КБ.№2, сметам), на расчетный счет НОМЕР_6 ООО предприятия «Археополис».
Всего на расчетный счет № 26008254027001 «Предприятия «Археополис» общественной организации «Херсонеская Международная Археологическая школа», незаконно поступило денежных средств на общую сумму 804385,23 грн.,
Таким образом, в период с января 2009 г. по июнь 2011г. ОСОБА_5, действуя в составе организованной преступной группы с ОСОБА_7, ОСОБА_8 и ОСОБА_6, злоупотребляя служебным положением, путем незаконного перечисления на предприятия «Археополис», завладел денежными средствами Национального Заповедника «Херсонес Таврический» в особо крупном размере на общую сумму 1415311,51 грн.
Он же ОСОБА_5, являясь должностным лицом - директором «Предприятия Археополис» ОО «ХМАШ» и директором ООО «Предприятие Археополис», в период с января 2009г. по июнь 2011г., более точная дата и время в ходе следствия не установлены, действуя в составе организованной преступной группы с ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8, находясь на территории г.Севастополя, систематически проводил операции, направленные на незаконное завладение денежными средствами, поступающими в качестве оплаты от заказчиков за проведенные сотрудниками НЗ «ХТ» археологические работы и выдачу научных заключений, завладевал денежными средствами, которые должны были поступать в НЗ «ХТ», осуществляя перевод денежных средств на счета подконтрольных ему предприятий - ООО «Предприятие Археополис» и «Предприятие Археополис» ОО «ХМАШ», таким образом, завладел денежными средствами Национального Заповедника «Херсонес Таврический» в особо крупном размере на общую сумму 1415311,51 грн.
После чего ОСОБА_5, действуя в указанный период в составе организованной группы, совместно с ОСОБА_6, ОСОБА_8 и ОСОБА_7, с целью легализации денежных средств, полученных преступным путем, выполнил действия, направленные на маскировку источника происхождения денежных средств и на их перевод из «криминального» оборота в легальный сектор экономики, заключил 01.10.2009г. с физическим лицом - предпринимателем (далее ФЛП) ОСОБА_14, (который не был посвящен в преступные намерения последнего и не был осведомлен о преступном происхождении денежных средств), фиктивный договор №0110 от 01.10.09г. на проведение геофизических исследований, которые в действительности не производились, то есть заключил соглашение для перечисления денежных средств, полученных преступным путем. После чего ОСОБА_5 во исполнение общего преступного умысла, с ведома остальных участников организованной группы, составил фиктивную документацию: сметный расчет на геофизическую разведку в зоне землеотвода, внеся заведомо ложные сведения о сумме работ, которые якобы должны были быть выполнены, акт сдачи-приемки работ №4/01/10 от 02.10.2009г. на сумму 161675,26 грн., акт сдачи-приемки работ №1/01/10 от 16.11.2009г. на сумму 44810,50 грн., акт сдачи-приемки работ №2/01/10 от 23.11.2009г. на сумму 44478,76 грн., акт сдачи-приемки работ №3/01/10 от 15.12.2009г. на сумму 36035,48 грн., всего на общую сумму 287000 грн., в которые внес ложные сведения о выполнении ФЛП ОСОБА_14 геофизических исследований, что не соответствовало действительности, так как данные работы не выполнялись.
При этом, ОСОБА_5, осознавая, что правоохранительные органы либо иные контролирующие организации могут проверить на месте выполненные работы, умышленно не отобразил в указанных фиктивных документах место проведения работ и принял решение не составлять по ним технические отчеты, которые необходимо было сдавать в архив НЗ «ХТ».
Далее ОСОБА_5 на основании указанных фиктивных документов осуществил денежные переводы с расчетного счета НОМЕР_6 ООО «Предприятие Археополис»:
- 05.10.09г. в сумме 31000 грн.,
- 08.10.09г. в сумме 60000 грн. на расчетный счет НОМЕР_2, открытый на ОСОБА_14 в СФ АТ «Финансы и кредит»,
После чего ОСОБА_14 перевел поступившие денежные средства со счета НОМЕР_2 на карточный счет НОМЕР_1 открытый на ОСОБА_14, в СФ АТ «Финансы и кредит», а затем через банкомат №1 АТ «Финансы и кредит» в г.Севастополе снял денежные средства: 06.10.09г. в сумме 30767 грн., и 12.10.09г. в сумме 59550 грн., за вычетом банковских сборов;
- 06.11.09г. в сумме 56000 грн.,
- 26.11.09г. в сумме 65000 грн.
на расчетный счет НОМЕР_3, открытый на ОСОБА_14 в «ОТП Банк». После чего ОСОБА_14 в кассе «ОТП Банк» г. Севастополя снял с расчетного счета НОМЕР_3 денежные средства: 06.10.09г. в сумме 55080 грн., и 26.11.09г. в сумме 64570 грн., за вычетом банковских сборов;
- 22.12.09г. в сумме 75000 грн., на расчетный счет НОМЕР_4 открытый на ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ».
После чего, ОСОБА_14 22.12.09г. осуществил перевод поступивших денежных средств со своего расчетного счета НОМЕР_4 на карточный счет НОМЕР_5 открытый на ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ», которые в этот же день, снял в сумме 74988 грн., за вычетом банковских сборов, через банкомат №4211, расположенный по адресу: г.Севастополь ул.Большая Морская,43.
Вышеуказанные денежные средства в сумме 284955 грн., снятые ОСОБА_14, со своих счетов в последствии были переданы ОСОБА_5 для дальнейшего распределения, между участниками организованной группы.
Продолжая свою преступную деятельность, направленную на легализацию денежных средств, полученных преступным путем, ОСОБА_5 действуя в составе организованной группы совместно с ОСОБА_6, ОСОБА_8, ОСОБА_7, выполнил действия, направленные на маскировку источника происхождения денежных средств и на их перевод из «криминального» оборота в легальный сектор экономики, заключил 01.02.2010г. с ФЛП ОСОБА_14 фиктивный договор №0102-10ГИ от 01.02.10г на проведение геофизических исследований, которые в действительности не производились, то есть заключил соглашение для перечисления денежных средств, полученных преступным путем. После чего ОСОБА_5 во исполнение общего преступного умысла, с ведома остальных участников организованной группы, составил фиктивные документы: сметный расчет на геофизическую разведку в зоне землеотвода, внеся заведомо ложные сведения о сумме работ, которые должны были быть выполнены и акт сдачи-приемки работ №1/0102-10ГИ от 30.06.10г. на сумму 116000 грн., в который были внесены ложные сведения о выполнении ФЛП ОСОБА_14 геофизических исследований, что не соответствовало действительности, так как данные работы не выполнялись.
При этом, ОСОБА_5, сознавая, что правоохранительные органы либо иные контролирующие организации могут проверить на месте выполненные работы, умышленно не отобразил в указанных документах место проведения работ и принял решение не составлять по ним технические отчеты, которые необходимо было сдавать в архив НЗ «Херсонес Таврический».
Далее ОСОБА_5, на основании вышеуказанных фиктивных документов: договора №0102-10ГИ от 01.02.10г., и акта выполненных работ, осуществил со счета №26008254027001 предприятия «Археополис» ОО «ХМАШ» на счета ОСОБА_14 денежный перевод на счет НОМЕР_4 открытый на ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ»:
- 01.02.10г. в сумме 45000 грн.,
- 11.02.10г. в сумме 16000 грн.,
- 04.03.10г. в сумме 55000 грн..
которые ОСОБА_14 в дни поступления перевел с расчетного счета НОМЕР_4 на свой карточный счет НОМЕР_5 и снял через банкомат №4211 «Сведбанка», расположенный в г.Севастополе ул.Большая Морская,43, 01.02.10г. в сумме 44990 грн., 11.02.10г. в сумме 15990 грн., 04.03.10г. в сумме 54990 грн., за вычетом банковских сборов.
Вышеуказанные денежные средства в сумме 115970 грн., снятые ОСОБА_14, со своего счета в последствии были переданы ОСОБА_5 для дальнейшего распределения между участниками организованной группы.
Продолжая свою преступную деятельность, направленную на легализацию денежных средств, полученных преступным путем, ОСОБА_5 действуя в составе организованной группы совместно с ОСОБА_6, ОСОБА_8, ОСОБА_7, выполнил действия направленные на маскировку источника происхождения денежных средств и на их перевод из «криминального» оборота в легальный сектор экономики, заключив 11.02.2010г., с ФЛП ОСОБА_14 фиктивный договор №0101-10Ги от 11.02.10г. на проведение геофизических исследований, которые в действительности не производились, то есть заключил соглашение для перечисления денежных средств полученных преступным путем. После чего, ОСОБА_5 во исполнение общего преступного умысла, с ведома остальных участников организованной группы ОСОБА_6, ОСОБА_8, ОСОБА_7, составил фиктивные документы: сметный расчет на геофизическую разведку в зоне землеотвода, акт сдачи-приемки работ на сумму 48000 грн., в которые внес ложные сведения о выполнении ФЛП ОСОБА_14 геофизических исследований, что не соответствовало действительности, так как данные работы не выполнялись.
При этом, ОСОБА_5 осознавая, что правоохранительные органы либо иные контролирующие организации могут проверить на месте выполненные работы, умышленно не отобразил в указанных документах место проведения работ и принял решение не составлять по ним технические отчеты, которые необходимо было сдавать в архив НЗ «Херсонес Таврический».
Далее ОСОБА_5, на основании фиктивных документов: договора №0101-10Ги от 11.02.10г. и акты выполненных работ, осуществил со счета НОМЕР_6 ООО «Предприятие Археополис» денежный перевод в сумме 48000 грн., на расчетный счет НОМЕР_4 ФЛП ОСОБА_14, открытый в «СВЕДБАНКЕ». После чего, ОСОБА_14 25.03.10г. осуществил перевод поступивших денежных средств со своего расчетного счета НОМЕР_4 на карточный счет НОМЕР_5 открытый на ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ», которые в этот же день, снял в сумме 47990 грн., за вычетом банковских сборов, через банкомат №4211, расположенный по адресу: г.Севастополь ул.Большая Морская,43, и в последствии передал ОСОБА_5 для распределения между участниками организованной группы.
Продолжая свою преступную деятельность, направленную на легализацию денежных средств, полученных преступным путем, ОСОБА_5 действуя в составе организованной группы совместно с ОСОБА_6, ОСОБА_8, ОСОБА_7, выполнил действия направленные на маскировку источника происхождения денежных средств и на их перевод из «криминального» оборота в легальный сектор экономики, заключил 12.07.2010г., с ФЛП ОСОБА_14 фиктивный договор №1207-10 от 12.07.10г. на проведение земельных работ по очистке участка, которые в действительности не производились, то есть заключил соглашение для перечисления денежных средств полученных преступным путем. После чего, ОСОБА_5 во исполнение общего преступного умысла, с ведома остальных участников организованной группы, составил фиктивные документы: сметный расчет на земельные работы, внеся заведомо ложные сведения о сумме работ, которые якобы должны были быть выполнены и акт сдачи-приемки работ №01 от 30.08.10г. на сумму 38000 грн., в который внесен ложные сведения о выполнении ФЛП ОСОБА_14 земельных работ, что не соответствовало действительности, так как данные работы не выполнялись.
Далее ОСОБА_5, на основании фиктивных документов: договора №1207-10 от 12.07.10г. и акта выполненных работ, осуществил с расчетного счета №26008254027001 Предприятия «Археополис» ОО «ХМАШ» денежный перевод на расчетный счет НОМЕР_4, открытый на ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ»:
- в сумме 38000 грн., после чего, ОСОБА_14 15.07.10г. осуществил перевод поступивших денежных средств со своего расчетного счета НОМЕР_4 на карточный счет НОМЕР_5 открытый на ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ», которые в этот же день, снял в сумме 37715 грн., за вычетом банковских сборов.
Вышеуказанные денежные средства в сумме 37715 грн., снятые ОСОБА_14, со своего счета в последствии были переданы ОСОБА_5 для дальнейшего распределения, между участниками организованной группой.
Продолжая свою преступную деятельность, направленную на легализацию денежных средств, полученных преступным путем, ОСОБА_5 действуя в составе организованной группы совместно с ОСОБА_6, ОСОБА_8, ОСОБА_7, выполнил действия направленные на маскировку источника происхождения денежных средств и на их перевод из «криминального» оборота в легальный сектор экономики, заключил 06.09.2010г., с ФЛП ОСОБА_14 фиктивный договор №0609-10Ги от 06.09.10г. на проведение земельных работ по очистке участка, которые в действительности не производились, то есть заключил соглашение для перечисления денежных средств полученных преступным путем. После чего, ОСОБА_5 во исполнение общего преступного умысла, с ведома остальных участников группы, составил фиктивные документы: сметный расчет на земельные работы, внеся заведомо ложные сведения о сумме работ, которые якобы должны были быть выполнены и акт сдачи-приемки работ №02 от 30.09.10г. на сумму 43000 грн., в который внес ложные сведения о выполнении ФЛП ОСОБА_14 земельных работ, что не соответствовало действительности, так как данные работы не выполнялись.
Далее ОСОБА_5 на основании фиктивных документов: договора №0609-10Ги от 06.09.10г. и акта выполненных работ, осуществил денежный перевод с расчетного счета №26008254027001 Предприятия «Археополис» ОО «ХМАШ» на расчетный счет НОМЕР_4, открытый на имя ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ»:
- в сумме 43000 грн.,
после чего, ОСОБА_14 21.09.10г. осуществил перевод поступивших денежных средств со своего расчетного счета НОМЕР_4 на карточный счет НОМЕР_5 открытый на ОСОБА_14 в «СВЕДБАНКЕ», которые в этот же день, снял в сумме 42680 грн., за вычетом банковских сборов.
Вышеуказанные денежные средства в сумме 42680 грн., снятые ОСОБА_14, со своего счета в последствии были переданы ОСОБА_5 для дальнейшего распределения между участниками организованной группы.
Продолжая свою преступную деятельность, направленную на легализацию денежных средств, полученных преступным путем, ОСОБА_5 действуя в составе организованной группы совместно с ОСОБА_6, ОСОБА_8, ОСОБА_7, выполнил действия направленные на маскировку источника происхождения денежных средств и на их перевод из «криминального» оборота в легальный сектор экономики, путем выплаты заработной платы сотрудникам предприятий «Археополис», которым за период с января 2009г. по июнь 2011г., было выплачено: ОСОБА_7 - 8547,36 грн., ОСОБА_8 - 27190,71 грн, ОСОБА_5 - 36322,64 грн. Часть денег была легализована, путем уплаты налогов в бюджет: предприятием «Археополис» общественная организация «ХМАШ» в сумме 69060,36 грн., и предприятием ООО «Предприятие «Археополис» в сумме 68939,33 грн.
Таким образом, совершив ряд вышеперечисленных финансовых операций, ОСОБА_5, ОСОБА_7, ОСОБА_8 и ОСОБА_6 действуя в составе организованной группы, легализовали денежные средства, добытые преступным путем на общую сумму 742060,4 гривен.
Он же ОСОБА_5, являясь должностным лицом - директором «Предприятия Археополис» ОО «ХМАШ» и директором ООО «Предприятие «Археополис», в период с января 2009г. по июнь 2011г., более точная дата и время в ходе следствия не установлены, действуя в составе организованной преступной группы с ОСОБА_6, ОСОБА_7, ОСОБА_8, находясь на территории НЗ «ХТ» по адресу: г.Севастополя ул.Древняя,1, имея умысел на внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, совершил служебный подлог при следующих обстоятельствах:
В указанный период, ОСОБА_5 действуя в составе организованной группы с ОСОБА_6, ОСОБА_8 и ОСОБА_7, с целью придания видимости законности необоснованному перечислению денежных средств на счета ООО «Предприятие Археополис» и предприятие «Археополис» ОО «ХМАШ, вносил в договоры о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, заключаемые между заказчиками, НЗ «ХТ» и предприятиями «Археополис», ложные сведения о том, что археологические исследования, изыскания (разведки) и археологический контроль выполняют предприятия «Археополис», что не соответствовало действительности, так указанные предприятия не имели правовых оснований выполнять указанные работы, и фактически все археологические работы, в соответствии с действующим законодательством Украины, выполняли сотрудники НЗ «ХТ». После чего, указанные договора подписывал ОСОБА_6, как генеральный директор НЗ «ХТ» и ОСОБА_5, как директор предприятий «Археополис». Кроме этого, ОСОБА_5 контролировал составление фиктивных смет на выполнение археологических работ, которые составляли ОСОБА_8 и ОСОБА_7, действующие с ведома ОСОБА_6 и ОСОБА_5, в соответствии с отведенной им преступной ролью, для достижения общего преступного результата по завладению денежными средствами, внося в указанные сметы заведомо ложные сведения об объемах и стоимости работ выполняемых предприятиями «Археополис», которые в действительности не выполнялись. После чего, ОСОБА_8, действуя в интересах всех членов организованной преступной группы, подписывала составленные фиктивные сметы, как руководитель группы предприятий «Археополис», которые прилагались к трехсторонним договорам о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, а именно :
- договор № СИК 236/09 о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объекта археологии, заключенный 29.12.2009г. между ОК ЖСК «Любимовка» в лице руководителя ОСОБА_15, Национальным заповедником «Херсонес Таврический» и Предприятием «Археополис» ОО «Херсонесская международная Археологическая школа»;
- договор № СК 235/09 о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объекта археологии, заключенный 29.12.2009г. между ОСОБА_16, Национальным заповедником «Херсонес Таврический» и ООО «Предприятие «Археополис»;
- договор № СК 234/09 о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объекта археологии, заключенный 29.12.2009г. между гр-ном ОСОБА_17, Национальным заповедником «Херсонес Таврический» и ООО «Предприятие «Археополис» и другие.
Кроме этого, ОСОБА_5 действуя в составе организованной группы с ОСОБА_6, ОСОБА_8, ОСОБА_7, для обеспечения возможности совершения преступлений по завладению денежными средствами НЗ «ХТ», контролировал действия ОСОБА_7 и ОСОБА_8, которые с ведома ОСОБА_6 и ОСОБА_5 в соответствии с отведенной им преступной ролью, для достижения общего преступного умысла направленного на завладения денежными средствами, при выполнении археологических работ сотрудниками НЗ «ХТ», составляли акты приемки выполненных работ (КБ.2), внося в них ложные сведения о том, что данные работы выполнены «Предприятием Археополис ОО «Хмаш», и ООО «Предприятие Археополис», что не соответствовало действительности, так как данные работы выполняли сотрудники НЗ «ХТ, которые подписывала ОСОБА_8, как руководитель группы предприятий «Археополис», а именно внесли ложные сведения в акты выполненных работ.
Таким образом ОСОБА_5, действуя совместно с ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 в составе организованной группы, в период с января 2009г. по июнь 2011г. совершил служебный подлог, внеся в официальные документы: договоры о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объектов археологии, акты выполненных работ, сметы, ложные сведения о выполнении работ, что не соответствовало действительности, с целью достижения общего преступного результата - завладения денежными средствами НЗ «ХТ» на общую сумму 1415311,51 грн., что повлекло тяжкие последствия в виде причинения материального ущерба НЗ «ХТ» в особо крупных размерах на указанную сумму.
ОСОБА_5 в начале января 2009г., точная дата и время в ходе следствия не установлены, находясь на территории г.Севастополя, в нарушение установленного порядка занятия предпринимательской деятельностью, из корыстных побуждений, для получения в будущем неконтролируемого систематического дохода от противозаконной деятельности, действуя с умыслом, направленным на создание субъекта предпринимательской деятельности (юридического лица), с целью прикрытия незаконной деятельности по завладению денежными средствами Национального Заповедника «Херсонес Таврический», расположенного по адресу: г.Севастополь, ул.Древняя,1 и осуществлению операций по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную, на основании формальных сделок, заключённых без цели реального наступления правовых последствий, вопреки требованиям действующего законодательства Украины, не имея намерения фактически осуществлять деятельность, предусмотренную уставом предприятия, принял решение о создании ООО «Предприятие «Археополис».
При создании данного предприятия ОСОБА_5 отвел себе функции учредителя и директора создаваемого предприятия. Далее ОСОБА_5 предоставил в Гагаринскую районную государственную администрацию г. Севастополя, соответствующие документы, на основании которых 14.01.09 г. было зарегистрировано ООО «Предприятие «Археополис» ЕГРПОУ 36314914, юридический адрес: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, о чём в едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей была сделана соответствующая запись.
После регистрации ООО «Предприятие «Археополис», протоколом №1 общих сборов от 14.01.09г., ОСОБА_5 был назначен директором данного предприятия, который открыл в Севастопольском филиале ПАО КБ «Приватбанк», расположенного по адресу: г.Севастополь, пр. Острякова,15, расчетные счета НОМЕР_6 и НОМЕР_7.
После создания ООО «Предприятие «Археополис», ОСОБА_5 в период с января 2009 г. по июнь 2011г. действуя совместно с должностными лицами Национального заповедника «Херсонес Таврический», злоупотребляя служебным положением, необоснованно направлял денежные средства, которые должны были поступать в НЗ «ХТ» от заказчиков работ, на расчетный счет ООО «Предприятие «Археополис» всего на общую сумму 610926,28 грн., тем самым завладел денежными средствами Национального Заповедника «Херсонес Таврический», причинив указанному предприятию крупный материальный ущерб на указанную сумму.
ОСОБА_5 являясь директором предприятия «Археополис» ОО «ХМАШ» и ООО «Предприятие «Археополис», находясь по адресу: г.Севастополь ул.Древняя,1 в период с 01.10.09г. по 30.09.10г. имея умысел на внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, с целью легализации денежных средств полученных преступным путем, внес в официальные документы ложные сведения о выполненнении работ ФЛП ОСОБА_14, что не соответсвовало действительности, так как данные работы не выполнялись, а именно:
- договор №0110 от 01.10.09г на проведение геофизических исследований,
- сметный расчет на геофизическую разведку в зоне землеотвода- акт приемки выполненных работ по проведению геофизических исследований №4/01/10 от 02.10.2009г. на сумму 161675,26 грн.,
- акт приемки выполненных работ по проведению геофизических исследований №1/01/10 от 16.11.2009г. на сумму 44810,50 грн.,
- акт приемки выполненных работ по проведению геофизических исследований №2/01/10 от 23.11.2009г. на сумму 44478,76 грн.,
- акт приемки выполненных работ по проведению геофизических исследований №3/01/10 от 15.12.2009г. на сумму 36035,48 грн.,
- договор №0102-10ГИ от 01.02.10г на проведение геофизических исследований,
- сметный расчет на геофизическую разведку в зоне землеотвода,
- акт сдачи-приемки работ по проведению геофизических исследований №1/01102-10ГИ от 30.06.10г. на сумму 116000 грн.,
- договор №0101-10Ги от 11.02.10г. на проведение геофизических исследований,
- сметный расчет на геофизическую разведку в зоне землеотвода,
- акт сдачи-приемки работ на сумму 48000 грн.,
- договор №1207-10 от 12.07.10г. на проведение земельных работ по очистке участка,
- сметный расчет по договору №1207-10 от 12.07.10
- акт сдачи-приемки работ №01 от 30.08.10г. на сумму 38000 грн.,
- договор №0609-10Ги от 06.09.10г. на проведение земельных работ по очистке участка,
- сметный расчет по договору №0609-10Ги от 06.09.10г.
- акт сдачи-приемки работ о проведенных земельных работах №02 от 30.09.10г. на сумму 43000 грн.,
Таким образом, ОСОБА_5 в указанный период совершил служебный подлог, внеся в официальные документы: договоры о геофизических исследованиях, акты выполненных работ, сметы, ложные сведения о выполнении работ, что не соответствовало действительности, с целью достижения преступного результата, легализации денежных средств, добытых преступным путем на сумму 532000 грн., что повлекло тяжкие последствия в виде причинения материального ущерба НЗ «ХТ» в особо крупных размерах на указанную сумму.
Органами досудебного следствия действия ОСОБА_5 квалифицированны по ст.ст. 191 ч.5, 209 ч.3, 28 ч.3 - 366 ч.2, 205 ч.2, 366 ч.2 УК Украины, ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 по ст.ст. 191 ч.5, 209 ч.3, 28 ч.3 - 366 ч.2 УК Украины.
Постановлением Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 октября 2013 года данное уголовное дело направлено прокурору Ленинского района города Севастополя на дополнительное расследование по мотивам нарушения норм уголовно-процессуального закона, неправильности и неполноты досудебного следствия.
Не согласившись с данным постановлением суда, заместитель прокурора Гагаринского района города Севастополя Краева В.В. подала апелляцию, в которой просит постановление Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 октября 2013 года отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением требований уголовно-процессуального закона, а дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Апелляция мотивирована тем, что согласно ст.281 ч.1 УПК Украины возвращение дела на дополнительное расследование по мотивам неполноты или неправильности досудебного следствия может иметь место лишь тогда, когда эта неполнота или неправильность не может быть устранена в судебном заседании.
Однако, в данном случае суд имел возможность устранить выявленные недостатки досудебного следствия в ходе рассмотрения дела путем более детального допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, проведения дополнительных или повторных экспертиз, итстребования документов, дачи судебных поручений в порядке ст.315-1 УПК Украины, выполнения иных процессуальных действий. При необходимости суд мог отложить рассмотрение дела для истребования дополнительных доказательств (ст.280 УПК Украины).
Несмотря на это, не устранив недостатки досудебного следствия, суд первой инстанции в своем определении фактически оправдал подсудимых в части совершения ими умышленных преступлений в составе организованной группы.
Апеллянт указывает на то, что по мнению суда первой инстанции допущенная органом досудебного следствия неполнота, выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение, которая не может быть восполнена судом, является безусловным основанием для отмены приговора (обвинительного или оправдательного), при вынесении судом первой инстанции такового, Апелляционным судом г. Севастополя или Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Прокурор также указывает на то, что местный суд, в нарушение п. 2 ст. 281 УПК Украины (в редакции 1960 года) по собственной инициативе вынес на обсуждение вопрос о возвращении данного уголовного дела на дополнительное расследование на стадии окончания судебного следствия, в то время как согласно указанной нормы УПК Украины суд может направить уголовное дело на дополнительное расследование только по ходатайству прокурора или других участников процесса. Однако, в судебном заседании ни прокурором, ни подсудимыми, ни их защитниками ходатайство о направлении уголовного дела на дополнительное расследование не заявлялось.
Апеллянт считает, что собранные по делу доказательства отвечают требованиям достоверности и допустимости, согласуются между собой, и в своей совокупности подтверждают вывод судебного следствия о том, что ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_8 и ОСОБА_7 совершили ряд умышленных преступлений, предусмотренные ч.5 ст.191, ч.З ст.209, ч.З ст.28 - ч.2 ст.З66, 205 ч.2, 366 ч.2 УК Украины, в составе организованной преступной группы, т.к. их деятельность носила длительный и согласованный характер, была направлена на достижение единой, общей для всех участников цели - незаконное личное обогащение.
Прокурор считает, что вина подсудимых подтверждена не только их показаниями и показаниями свидетелей, но и письменными материалами дела: должностными инструкциями, регистрационными, уставными и отчетными документами предприятия «Археополис» ООО «ХМАШ» и ООО «Предприятие «Археополис», договорами на проведение геофизических исследований, актами выполненных работ, банковскими документами и др.
Собранными по делу доказательствами выявлены следующие признаки организованной преступной деятельности указанной группы: 1) в составе преступной группы постоянно действовало более трех человек, которые совместно совершили ряд тяжких и особо тяжких преступлений; 2) до начала совершения преступлений они выработали единый план совместных действий, распределив роли каждого участника группы, о чем знал каждый участник группы и договорились о совершении ряда преступлений; 3) каждый из участников группы действовал в соответствии с общим планом с тем, чтобы достигнуть общей цели; 4) крепкие внутренние связи между участниками, общие правила поведения, четкое определение роли каждого участника, высокий уровень согласованности действий участников; 5) длительность совершения однородных преступлений в период с января 2009 года по июнь 2011 года.
Кроме того, собранными по делу доказательствами выявлена организаторская и лидирующая роль ОСОБА_5, который занимался организацией подготовки и совершения преступлений, распределением ролей, координировал деятельность преступной группы.
Поэтому, считает прокурор, районный суд принял необоснованное решение о возвращении уголовного дела прокурору на дополнительное расследование, в связи с чем определение суда подлежит отмене.
Заслушав докладчика , мнение прокурора, поддержавшего апелляцию заместителя прокурора Гагаринского района Краевой В.В. в полном объеме, представителя гражданского истца ОСОБА_4, защитников ОСОБА_3, ОСОБА_2 и ОСОБА_1, обвиняемых ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 об оставлении определения районного суда без изменения, проверив дело и обсудив доводы апелляции, коллегия судей не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 281 УПК Украины, возвращение дела для дополнительного расследование по мотивам неполноты или неправильности досудебного следствия может иметь место лишь тогда, когда эта неполнота или неправильность не может быть установлена в судебном заседании.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного суда Украины № 2 «О практике применения судами Украины законодательства, регулирующего возвращение уголовных дел на дополнительное расследование» от 11 февраля 2005 года возвращение дела на дополнительное расследование со стадии судебного рассмотрения дела допускается лишь по мотивам неполноты или неправильности досудебного следствия. Неправильным досудебное следствие признается в случае, когда органами досудебного следствия при совершении процессуальных действий и принятии процессуальных решений были неправильно применены или безосновательно не применены нормы уголовно-процессуального или уголовного закона и без устранения этих нарушений дело не может быть рассмотрено в суде.
В силу требований ст. 370 ч. 1 УПК Украины существенным нарушением требований уголовно-процессуального закона являются такие нарушения которые препятствовали или могли препятствовать суду полно и всесторонне рассмотреть дело и постановить законный, обоснованный и справедливый приговор или постановление. На основании ст. 370, ч. 2, п. 3 и п. 11 УПК Украины приговор, во всяком случае, подлежит отмене если нарушены требования уголовно-процессуального кодекса об обязательности предъявления обвинения и материалов расследования для ознакомления.
В соответствии с п.13 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Украины в постановлении суда о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование должен содержаться обоснованный вывод о наличии оснований для возвращения дела на дополнительное расследование, и может быть указано какие следственные действия необходимо провести во время него.
Также досудебное следствие считается неполным, если во время его производства вопреки требованиям ст.ст. 22, 64 УПК Украины не были исследованы, были поверхностно или односторонне исследованы обстоятельства дела, которые имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Данные требования закона выполнены местным судом в полном объеме.
Направляя уголовное дело на дополнительное расследование, суд первой инстанции обоснованно сослался на допущенные органом досудебного следствия существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, которые невозможно устранить в ходе судебного следствия.
В частности, в определении местного суда правильно указано, что органом досудебного следствия не раскрыта объективная и субъективная стороны преступления, не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела:
- обстоятельства создания ОСОБА_5 организованной преступной группы;
- какие конкретно нормы Закона были нарушены обвиняемыми при регистрации предприятий «Археополис» ОО ХМАШ, ООО «Предприятие «Археополис»;
- при заключении генерального соглашения о научном, культурном и деловом сотрудничестве от 21.01.09г. между предприятиями «Археополис» и НЗ «ХТ»;
- при заключении трехстронних договоров с физическими и юридическими лицами о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объекта археологии;
- при оформлении на работу на ООО «Предприятие «Археополис», выполнении работ, получении заработной платы на этом предприятии, учитывая то, что они не являлись государственными служащими, в отношении них отсутствовали установленные законом ограничения относительно занятия иной оплачиваемой деятельностью (совместительство);
- какими нормативными актами в 2009-2010 годах была установлена и в каком размере оплата за выдачу научного заключения НЗ «ХТ»;
- на основании какого нормативного акта директор НЗ «ХТ» ОСОБА_6 обязан был открыть спецсчет НЗ «ХТ» для зачисления денежных средств за работы по выдаче научных заключений физическим и юридическим лицам, при том, что согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;
- какая конкретно и на какую сумму была проведена работа работниками НЗ «ХТ» в период 2009-2010 годов по заключенным трехсторонним договорам между НЗ «ХТ», «Археополис» ОО ХМАШ/ООО «Предприятие «Археополис», физическими и юридическими лицами о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объекта археологии;
- когда, кем, по каким договорам и на какую сумму была проведена работа работниками «Археополис» ОО ХМАШ/ООО «Предприятие «Археополис» период 2009-2010 годов по заключенным трехсторонним договорам между НЗ «ХТ», «Археополис» ОО ХМАШ/ООО «Предприятие «Археополис», физическими и юридическими лицами о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объекта археологии.
- проводилась ли ревизия деятельности «Археополис» ОО ХМАШ/ООО «Предприятие «Археополис» за 2009-2010 годы с целью выяснения вопроса, - какие конкретно суммы перечислений денежных средств были осуществлены указанными предприятиями в госбюджет, государственные фонды;
- при определении материального ущерба в обвинении ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 не учтены затраты, понесенные «Археополис» ОО ХМАШ/ООО «Предприятие «Археополис» в 2009-2010 годах по фактически выполненным работам по трехсторонним договорам между НЗ «ХТ», «Археополис» ОО ХМАШ/ООО «Предприятие «Археополис», физическими и юридическими лицами о научном, культурном и деловом сотрудничестве по сохранению объекта археологии.
Также, местным судом обоснованно указано в определении, что в томе № 9 л.д. 90, 96, 97, 100, 103, 106, 109, 114, 117, 120, 123, 126, 129, 132, 139, 142, 145, 148, 151, 154, 157, в томе № 10 л.д. 3,6,9,12,24,120 имеются копии сметных расчетов стоимости надзора за земляные работы, в томе № 15 л.д. 1-189 копии актов приемки выполненных работ, в томах №№ 16,17,18,19,20,21 имеются копии научных заключений по выбору места расположения земельного участка, которые никем из должностных лиц не заверены.
Кроме того, согласно ст. 222 УПК Украины после производства дополнительных следственных действий следователь обязан ознакомить обвиняемого и его защитника, а также предоставить возможность ознакомиться потерпевшему и его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям со всеми дополнительными материалами, а в случае их ходатайства - со всеми материалами дела, соблюдая требования статей 217-221 настоящего Кодекса.
Однако, старшим следователем СУ УМВД Украины в г. Севастополе Сергиенко А.А. изложенные требования закона не выполнены, чем было грубо нарушено право обвиняемых ОСОБА_5, ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8, а также представителя гражданского истца на ознакомление с материалами дела.
Оценивая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возвращения данного уголовного дела прокурору города Севастополя на дополнительное расследование, поскольку в ходе досудебного следствия были допущены такие существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела по существу.
Доводы апелляции прокурора о том, что по делу собрано достаточно доказательств для вынесения приговора являются несостоятельными и опровергаются приведенными материалами дела.
Возвращая уголовное дело прокурору, суд первой инстанции также обоснованно указал в своем судебном решении какие именно следственные действия необходимо выполнить органу досудебного следствия, сославшись на требования процессуального закона.
При таких обстоятельствах коллегия судей не находит оснований для отмены определения районного суда, поскольку оно постановлено в соответствие с требованиями ст.281 УПК Украины.
Руководствуясь ст.ст.365, 366, 382 УПК Украины (в редакции 1960 г.), коллегия судей,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляцию заместителя прокурора Гагаринского района г.Севастополя Краевой В.В. - оставить без удовлетворения.
Определение Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 октября 2013 года, которым уголовное дело по обвинению:
ОСОБА_5 в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 191 ч.5, 209 ч.3, 28 ч.3 - 366 ч.2, 205 ч.2, 366 ч.2 УК Украины, ОСОБА_6, ОСОБА_7 и ОСОБА_8 в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 191 ч.5, 209 ч.3, 28 ч.3 - 366 ч.2 УК Украины, - возвращено прокурору города Севастополя на дополнительное расследование, - оставить без изменения.
Председательствующий:(подпись)
Судьи:(подпись)
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Апелляционного суда
г. Севастополя Е.А. Соловьев
Суд | Апеляційний суд міста Севастополя |
Дата ухвалення рішення | 18.02.2014 |
Оприлюднено | 26.02.2014 |
Номер документу | 37305603 |
Судочинство | Кримінальне |
Кримінальне
Апеляційний суд міста Севастополя
Соловйов Є. О.
Всі матеріали на цьому сайті розміщені на умовах ліцензії Creative Commons Із Зазначенням Авторства 4.0 Міжнародна, якщо інше не зазначено на відповідній сторінці
© 2016‒2023Опендатабот
🇺🇦 Зроблено в Україні