Рішення
від 22.06.2006 по справі 10/850-13/468-6/577
ГОСПОДАРСЬКИЙ СУД ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ

10/850-13/468-6/577

ГОСПОДАРСЬКИЙ СУД

Запорізької області

РІШЕННЯ

ІМЕНЕМ УКРАЇНИ

22.06.06                                                                                        Справа №  10/850-13/468-6/577

Суддя   Місюра Л.С.

По иску            Коммунального  предприятия «Водоканал» г. Мелитополь Запорожской области

К          Открытому  акционерному обществу «Мелитопольский  пивоваренный завод» г. Мелитополь Запорожской области

          О взыскании 15 680 грн. 82 коп.

                                                                      Судья                    Мисюра  Л.С.

Представители:

От истца:          Бондарь С.А. –дов. № 7 от 25.01.2006г., Трофименко Т.А. –дов. № 639 от 03.04.2006г.

От ответчика:          Ненашева Я.В. –дов. № 156 от 27.03.2006г.

Рассмотрев материалы дела по иску Коммунального  предприятия «Водоканал» г. Мелитополь Запорожской области к Открытому  акционерному обществу «Мелитопольский  пивоваренный завод» г. Мелитополь Запорожской области о взыскании  15 680 грн. 82 коп., судья

У С Т А Н О В И Л :

Истец в исковом заявлении просил взыскать с ответчика штрафные санкции в сумме 15 680 грн. 82 коп., за  сброс  сточных вод  с превышением  допустимых концентраций.

Иск был заявлен  Мелитопольским  государственным Коммунальным  предприятием «Водоканал».

Заявлением  от 26.11.2003г. истец попросил суд заменить  истца его правопреемником  Коммунальным  предприятием «Водоканал».

Согласно решению Мелитопольского городского Совета  24 созыва , 24 сессии  № 8 от 30.09.2003г. Мелитопольское   государственное  Коммунальное   предприятие «Водоканал»было реорганизовано в Коммунальное  предприятие  «Водоканал».

При таких обстоятельствах, заявление истца принимается, истцом по делу следует считать Коммунальное  предприятие «Водоканал» г. Мелитополь Запорожской области.

.

Заявлением  № 254 от 14.09.2004г. (л. д. 132, т.1) истец уточнил исковые требования, и просит взыскать с ответчика  плату за сброс сточных вод с превышением  допустимых концентраций в размере  15 680 грн. 82 коп.

Заявление истца принимается, поскольку оно заявлено в соответствии со статьей 22 ХПК Украины.

Ответчик  иск не признал по следующим основаниям: согласно п. 1 статьи 10 Закона Украины «О метрологии и метрологическую деятельность» результаты измерений могут быть использованы при условии, если известны соответствующие  характеристики погрешности. ГОСТ 27384-87 устанавливает нормы погрешности для ингредиентов, химический анализ которых проводил  истец. Истец не указал нормы погрешности. Согласно  статье 28 Закона Украины «О местном  самоуправлении в Украине» к ведению  исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов  относится установление норматива платы за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации. Актом экспертизы  подтверждается  неправомерность выводов истца в актах отбора проб и Акте анализа сточных вод.  Просит истцу в иске отказать.

В судебном заседании объявлялись перерывы,  и рассмотрение дела откладывалось. По ходатайству сторон продлевался срок рассмотрения дела.

22.06.2006г. рассмотрение дела продолжено и принято решение.  

По согласованию сторон судебный процесс ведется на русском языке.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, судья считает, что в иске следует отказать по следующим основаниям:

21.04.2003г.  между истцом и ответчиком был заключен договор на отпуск воды  из коммунального водопровода и прием сточных вод  № 37 (далее –договор).

В соответствии с  указанным договором истец обязался отпускать ответчику воду и принимать от него стоки, а ответчик оплачивать предоставленные услуги.

Согласно пунктам  2.9, 3.10, 3.15 и 3.19  договора, стороны кроме  договора руководствуются  Правилами приёма сточных вод предприятий в коммунальную систему канализации г. Мелитополя, утвержденными решением Исполнительного комитета  Мелитопольского городского совета  № 60 от 13.03.2003 г. , Законом  Украины « О питьевой воде и питьевом  водоснабжении», Правилами  пользования  системами  коммунального водоснабжения и  водоотведения в городах и  поселках Украины»№ 65 от 01.07.1994г.

В пункте 1.3  Инструкции  об установлении  и взыскании  платы  за сброс промышленных и других сточных  вод  в систему  канализации населенных  пунктов, и Правил  приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины, утвержденных  приказом  Государственного  комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины № 37 от 19.02.2002г. (далее –Инструкция)  также указано, что договоры  заключаются  на основании местных Правил приема сточных вод предприятий  в систему  канализации города.

Исполнительный комитет Мелитопольского городского совета своим решением № 60 от 13.03.2003 года утвердил Правила приёма сточных вод предприятий в коммунальную систему канализации г. Мелитополя (далее –Правила).

В подпункте 1.1  и 1.5 п. 1  указанных Правил  дан перечень нормативных документов, на основании которых  эти Правила  разработаны.

В соответствии с п. 1.2 Правил, они распространяются на все предприятия, учреждения, организации г. Мелитополя независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, которые сбрасывают свои сточные воды в городскую систему канализации.

В п. 1.6 Правил указано, что они являются обязательными для всех предприятий,   учреждений, организаций, которым ГКП «Водоканал»г. Мелитополя предоставляет услуги по водоотведению и которые размещены на территории горсовета г. Мелитополя.

В соответствии с п. 3.10 договора, норматив оплаты за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации начисляется по нормативу оплаты за очистку одного кубического метра сточных вод с содержанием загрязнений в пределах допустимых концентраций, объему сверхнормативно загрязненных сточных вод и коэффициенту кратности. Период, за который взимается плата за сброс ответчиком сточных вод с превышением допустимых концентраций, устанавливается разовым анализом, определяется местными Правилами.

Таким образом, в  подпункте 3.10. п. 3 договора стороны предусмотрели порядок начисления норматив оплаты за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации .

Согласно п. п.  2.3 п. 2  Инструкции   об установлении  и взыскании  платы  за сброс промышленных и других сточных  вод  в систему  канализации населенных  пунктов и Правил  приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины, утвержденной  приказом  Государственного  комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины № 37 от 19.02.2002г.  нормативы платы за сброс сверхнормативных  загрязнений в систему канализации населенных пунктов устанавливаются в местных Правилах приема на уровне производственной себестоимости очищения 1 куб. м.  сточных вод с содержанием  загрязнений в пределах установленных в местных правилах приемки допустимых концентраций загрязняющих  веществ.

Производственная  себестоимость очищения 1 куб. м. сточных вод определяется  в соответствии  с Порядком формирования  тарифов на услуги централизованных поставки воды  и водоотведения , утвержденным  приказом  Госстроя Украины от 27.06.2001г. № 139, зарегистрированном в Минюсте Украины 23.08.2001г. за № 748/5939.

Согласно подпункту 8.4 п. 8 местных Правил  нормативы платы  за сброс  сверхнормативных загрязнений в систему канализации населенных пунктов (Нп)  устанавливается  на уровне производственной себестоимости очищения  1 куб м. сточных вод с содержанием  загрязнений  в пределах установленных в этих местных Правилах  приемки допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Производственная  себестоимость очищения 1 куб м.  сточных вод  определяется в соответствии  с Порядком  формирования  тарифов на услуги централизованной  водовопоставки  и водоотведения , указанных в п. п. 1.1.

Из, приведенной в подпункте 8.5 п. 8 местных Правил,  формулы определения величины  платы  за сброс  сточных вод в систему канализации,  видно, что  тариф обозначен  буквой «Т», а установленный норматив платы за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации –буквами «Нп», из чего следует, что  тариф и  норматив платы это  два разных понятия.

Ответчик, ссылаясь на статью 28 Закона Украины «О местном  самоуправлении в Украине» , полагает, что к ведению  исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов  относится установление норматива платы за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации.

В статье 28 Закона Украины «О местном  самоуправлении в Украине»указано, что  к ведению  исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов  относится установление в порядке  и  пределах, установленных  законодательством, тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются  предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины;  согласование в установленном порядке этих вопросов с предприятиями , учреждениями и организациями, которые не принадлежат к коммунальной собственности.

Из вышеизложенного видно, что  к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов не относится  установление норматива платы за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика, в этой части не обоснованы.

Согласно  подпункту 3.11 п. 3 договора  основанием для возложения на Абонента  материальной ответственности в виде платы за сброс сверхнормативных загрязнений  служат:

-акт отбора проб для лабораторных анализов;

-уведомление Абоненту о результатах лабораторных  анализов;

-расчет платы за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации.

В соответствии с пунктом 3 договора  абонент обязан  принять воду и сбросить стоки в количестве и с качеством, предусмотренным договором (п. 3. 2 договора).

Абонент обязан возмещать убытки, нанесенные предприятию «Водоканал»сбросом сточных вод с превышением допустимых концентраций (ДК) , согласно решению исполкома Мелитопольского горсовета (п. 3.4 договора).

Абонент обязан обеспечить в любое время суток свободный доступ на предприятие представителей Водоканала  для осуществления контроля  количества и качества  сбрасываемых стоков.

05.09.2003г. истец  провел  проверку  качества  стоков, сбрасываемых на городские  очистные  сооружения абонентом –ОАО «Мелитопольский  пивоваренный завод». В результате проверки был составлен Акт, который подписан и представителем ответчика.

Согласно п. п. 3.13 п. 3 договора пробы стоков, отобранные  комиссией, передаются в ведомственную лабораторию городских очистных сооружений для проведения анализов. По желанию  Абонента (ответчика по делу) его представитель может присутствовать при проведении анализов. О результатах лабораторных анализов, с указанием  степени превышения ДК загрязняющих веществ, предприятие  Водоканал направляет абоненту уведомление в срок не более 15 суток с момента отбора проб.

19.09.2003г. уведомление, направленное истцом, было вручено ответчику, что подтверждается  почтовым уведомлением о вручении заказной корреспонденции № 166.

Истцом был проведен анализ сточных вод, по результатам которого был составлен Анализ  сточных вод.

Согласно подпункту  7.10 п. 7 Правил  при выявлении  превышения  ДК загрязнений, установленных договором либо местными Правилами, Водоканал после окончания анализа направляет предприятию уведомление  о выявленных  превышениях ДК загрязнений (письмом либо  телефонограммою)  в срок не более 15 дней. На протяжении  шестимесячного срока после выявления превышения ДК, Водоканал, в соответствии с ХПК Украины, направляет  предприятию претензию, к которой прикладываются: копия акта об отборе проб, копия результатов анализа сточных вод, расчет величины дополнительной  платы за сброс сточных вод (передаются лишь те документы, которые отсутствуют у предприятия).

Анализ сточных вод истцом ответчику направлен не был.

Истец направил  ответчику Уведомление, которое получено последним 19.09.2003г.

08.10.2003г. истец   направил ответчику  Расчет  платы за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации, который был получен ответчиком 14.10.2003г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на  Расчете.

В статье 10 Закона Украины «О метрологии и метрологичной деятельности» указано, что  результаты  измерений  могут быть при условии, если известны соответствующие характеристики  погрешности  либо  неопределенности измерений.

В результатах анализа сточных вод истец не учел погрешность, что повлияло на конечный результат.

В соответствии с п. п. 7.11 п. 7 Правил порядок отбора проб сточных вод на анализ, порядок  их оформления, а также порядок проведения анализа проб, приводятся в Приложении № 1 к этим местным Правилам.

Таким образом, порядок проведения анализа сточных вод предприятий определен сторонами в Приложении № 1 местных Правил.

Согласно п. 1 Приложения №1 к местным Правилам , этот Порядок  основывается  на требованиях нормативно –методических документов : КНД 211.1.0.009-94 Гидросфера. Отбор проб для определения состава и свойств сточных вод и технологических вод. Основные положения; КНД 211.1.2.008-94 Гидросфера. Правила контроля состава и свойств сточных и технологических вод.

В подпункте 2.5 п. 2 Приложения № 1 к местным  Правилам,  стороны определили:  какое оборудование должно применяться при отборе проб, и каким способом должны отбираться пробы. Оборудование для отбора проб вручную либо автоматически должно соответствовать требованиям  ГОСТа 17.1.5.04. Материал оборудования для отбора проб , который контачит с пробой, не должен  изменять их состав либо свойства. Объем пробы  при ручном  отборе должен быть , как минимум, в три раза большим объема, необходимого для одного определения  всех показателей (объем разовой пробы должен быть не менее  1 000 мл).

Истцом отобрана проба в количестве  1,5 куб. дм, о чем указано в Акте от 05.09.2003г. (л. д. 6, т. 1).

Подпункт 2.6 п. 2 Приложения № 1 к местным  Правилам предусматривает перечень информации , которая должна  содержать в акте  отбора проб.

Акт отбора проб от 05.09.2003г.  не содержит  той необходимой информации, которая должна быть указана в акте.

Не соблюдение необходимого порядка отбора проб,  влияет на  достоверность результатов измерений.

Заключением  экспертизы  от 09.11.2004г., проведенной Государственным управлением  экологии  и природных ресурсов в Запорожской области (л. д. 31-33, т. 1),  установлено следующее:

-количества воды, отобранной КП «Водоканал»не достаточно для проведения качества анализа и ингредиентов, которые определялись. Запись  о ходе проведения анализа и запись его результатов, не дают возможности судить о достоверности данных анализу пробы.  Оформление  результатов измерений должны быть представлены с границей абсолютной погрешности результата измерений массовой  концентрации показателя , который  определяется  по ГОСТу 27 384 –83. «Вода. Нормы погрешности показателей состава и свойств»;

-порядок отбора проб не был соблюден, что могло привести к недостоверности результатов измерений.

Заключение эксперта  судом принимается, поскольку  экспертиза проведена  надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством. Выводы эксперта подтверждаются всеми материалами дела.

Истец не  опроверг доводы, изложенные в заключении эксперта.

При таких обстоятельствах, требования истца не обоснованы.

Руководствуясь ст. ст. 44 –49,  82 –85, ХПК Украины, судья

                                        Р Е Ш И Л :

В иске отказать.

Судья                                                                                 Л.С. Мисюра

Решение подписано и передано на отправку: 22.06.2006г.

СудГосподарський суд Запорізької області
Дата ухвалення рішення22.06.2006
Оприлюднено22.08.2007
Номер документу41710
СудочинствоГосподарське

Судовий реєстр по справі —10/850-13/468-6/577

Рішення від 22.06.2006

Господарське

Господарський суд Запорізької області

Місюра Л.С.

🇺🇦 Опендатабот

Опендатабот — сервіс моніторингу реєстраційних даних українських компаній та судового реєстру для захисту від рейдерських захоплень і контролю контрагентів.

Додайте Опендатабот до улюбленого месенджеру

ТелеграмВайбер

Опендатабот для телефону

AppstoreGoogle Play

Всі матеріали на цьому сайті розміщені на умовах ліцензії Creative Commons Із Зазначенням Авторства 4.0 Міжнародна, якщо інше не зазначено на відповідній сторінці

© 2016‒2023Опендатабот

🇺🇦 Зроблено в Україні