Дело № 4-722/09
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
И М Е Н Е М У К Р А И Н Ы
28 декабря 2009 года Приморский районный суд г.Одессы в составе:
председательствующего судьи - Капля А.И.
при секретаре - Непорада Е.А.
с участием прокурора - Галактионова А.И.,
адвоката - ОСОБА_1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Одессы жалобу адвоката ОСОБА_1, действующей в интересах ОСОБА_2 на постановление старшего следователя СО ЛО на станции Одесса-Главная Одесской железной дороги ОСОБА_3 от 18.09.2009 года о возбуждении уголовного дела № 49-2134 в отношении ОСОБА_2 по признакам преступления, предусмотренного ст.202 ч.1 УК Украины,-
УСТАНОВИЛ:
Заявитель адвокат ОСОБА_1, действующая в интересах ОСОБА_2 обратилась в суд с жалобой на постановление старшего следователя СО ЛО на станции Одесса-Главная Одесской железной дороги ОСОБА_3 от 18.09.2009 года о возбуждении уголовного дела № 49-2134 в отношении ОСОБА_2 по признакам преступления, предусмотренного ст.202 ч.1 УК Украины, в которой указала, что в соответствии со ст.94 УПК Украины уголовное дело может быть возбуждено только при наличии поводов и оснований для этого, а также обязательно при наличии достаточных данных, указывающих на наличие в действиях лица состава преступления, как в данном случае ч.1 ст.202 УК Украины. Норма указанной статьи УК Украины предусматривает ответственность за нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью без государственной регистрации, когда такие действия повязаны с получением доходов в крупных размерах.
Как следует из обжалуемого постановления о возбуждении уголовного дела должностные лица ЧП «Трансмаш», в том числе ОСОБА_2 обвиняются в том, что в нарушение требований ст.9 ч.35 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» заключили договор № 1-3/05 от 23.03.2005 года с ЗАО «Ильичевский масложиркомбинат» на перевозку грузов железной дорогой, хотя в действительности договор был заключен на услуги по маневровым работам и расстановке вагонов на территории заказчика. Однако, указанные маневровые работы, а не перевозка грузов железнодорожным транспортом не подлежит лицензированию. Указанное, кроме того, подтверждается решением Хозяйственного суда Одесской области от 11.03.2009 года, вступившим в законную силу, на что следователем при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не обращено никакого внимания. Кроме того, в обжалуемом постановлении указано, что ЧП «Трансмаш» от незаконной деятельности получен доход в сумме 1.496.400 гривен, хотя абсолютно не указано, откуда следователь взял такие данные, т.к. согласно п.10 Постановления ПВУ от 25.04.2003 г. за № 3 фактические данные подтверждения размера полученного дохода от совершения деяний по ст.202, 203 УК Украины могут быть установлены только заключениями экспертов или ОСОБА_1 документальной проверки исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности с вычетом затрат, связанных с получением доходов, согласно Закону Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетными и государственными целевыми фондами». Указанный закон четко регламентирует проведение указанной проверки или ревизии. Однако, директора ЧП «Трансмаш» ОСОБА_2 о проведении такой проверки никто не предупреждал и в материалах дела таковых документов не имеется, указанный в постановлении доход ничем конкретно не подтвержден и это является голословным утверждением следователя. На самом деле именно ЧП «Трансмаш» было инициатором проведения такой проверки, в которой органами налоговой инспекции им было отказано за отсутствием свободного времени для проведении её. Такое решение могло быть только на том основании, что сотрудники ГНИ проверили финансово-хозяйственную деятельность ЧП «Трансмаш», никаких нарушений не нашли, потому и отказались напрасно тратить своё время на проведение такой проверки. Тем не менее, согласно данных ЦСУ за указанный период времени с мая 2005 года по январь 2008 г. предприятие получило доход в сумме 199.000 гривен, что не подпадает под значение причинение ущерба в крупных размерах, т.к. таковым ущерб должен превышать 375.000 гривен, как указано в Постановлении ВСУ № 9 от 28.05.2004 года. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях должностных лиц ЧП «Трансмаш», в том числе и директора ОСОБА_2 не только состава инкриминируемого преступления, а и самого события, потому обжалуемое постановление подлежит отмене.
В судебном заседании адвокат ОСОБА_1 требования жалобы поддержала и дополнительно указала, что в ч.1 ст.94 УПК Украины указан исчерпывающий перечень поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Указанное в постановлении о возбуждении уголовного дела выявление таких поводов непосредственно следователем без их конкретных перечислений не может быть основанием для принятия такого решения, т.к. это противоречит указанной норме Закона. В ч.2 ст.94 и ч.1 ст.98 УПК Украины указано также, что уголовное дело может быть возбуждено только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие в действиях определенных лиц состава инкриминируемого им преступления. В данном случае никаких конкретных данных, свидетельствующих о том, что директор ЧП «Трансмаш» ОСОБА_2 совершила преступление, предусмотренное ст.202 ч.1 УК Украины в деле и материалах доследственной проверки не имеется, т.к. выполнение маневровых работ не подлежит лицензированию, как отдельный вид деятельности ЧП «Трансмаш», указанный голословно следователем ущерб в сумме 1.496.400 гривен ничем не подтвержден, а тем не менее полученный предприятием доход в сумме 199000 гривен не является значительным и не подпадает под действия ч.1 ст.202 УК Украины. Поэтому постановление о возбуждении уголовного дела против директора ЧП «Трансмаш» ОСОБА_2 подлежит отмене.
Прокурор прокуратуры Одесской области ОСОБА_4 требования жалобы не признал и считает, что уголовное дело возбуждено законно и обоснованно, т.к. на момент возбуждения уголовного дела был повод и достаточно оснований для его возбуждения, установленные непосредственно следователем по материалам доследственной проверки. В процессе расследования будет доказана вина директора ЧП «Трансмаш» ОСОБА_2 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.202 УК Украины, в том числе и причинение указанного материального ущерба, потому в удовлетворении требований жалобы следует отказать.
Рассмотрев требования жалобы, заслушав пояснения заявителя ОСОБА_1, возражения прокурора Галактионова А.И., принимающего участие в деле, исследовав предоставленные суду материалы уголовного дела, на основании которых было принято решение о возбуждении уголовного дела, суд приходит к выводу, что жалоба на постановление о возбуждении уголовного дела обоснована и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 Конституции Украины права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Каждый гражданин имеет право беспрепятственно обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.
В соответствии со ст. 236-8 УПК Украины суд, рассматривая жалобу на постановление о возбуждении уголовного дела, должен проверять наличие поводов и оснований для вынесения обжалуемого постановления, законность источников полученных данных, которые стали основаниями для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но не вправе рассматривать и заранее разрешать те вопросы, которые разрешаются при рассмотрении дела по существу.
Поэтому, обозревая указанные материалы дела, представленные суду и никоим образом не вникая в наличие либо отсутствие доказательств по делу в подтверждение или опровержение вины ОСОБА_2, а также проверяя наличие поводов и оснований для вынесения обжалуемого постановления, законность источников полученных данных, которые стали основаниями для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следует отметить, что действительно в материалах доследственной проверки на которую ссылается следователь при возбуждении данного уголовного дела отсутствуют данные о том, что директор ЧП «Трансмаш» ОСОБА_2 при заключении договора № 1-3/05 от 23.03.2005 года с ЗАО «Ильичевский масложиркомбинат» на услуги по маневровым работам и расстановке вагонов на территории заказчика имела умысел на получение незаконного дохода в сумме 1.496.400 гривен, а тем более получила его. Указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения как в материалах дела, так и в судебном заседании.
Действительно, указанные маневровые работы, а не перевозка грузов железнодорожным транспортом, как это указано в обжалуемом постановлении (а иное не имеет подтверждения в материалах дела) не подлежит лицензированию. Это подтверждается также решением Хозяйственного суда Одесской области от 11.03.2009 года, вступившим в законную силу, на что следователем при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не обращено никакого внимания. Нет в деле никаких данных, на основании каких документов или решений следователем установлен причиненный ущерб в сумме 1.496.400 гривен, тем более, что в соответствии с Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетными и государственными целевыми фондами» проверке подлежит только деятельность предприятия за последние 3 года фактической его деятельности, а в постановлении указано еще деятельность предприятия за 2005 год. Согласно данных ЦСУ за указанный период времени с мая 2005 года по январь 2008 г. предприятие получило доход в сумме 199.000 гривен, что не подпадает под значение причинение ущерба в крупных размерах, т.к. таковым ущерб должен превышать 375.000 гривен, как указано в Постановлении ВСУ № 9 от 28.05.2004 года. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях должностных лиц ЧП «Трансмаш», в том числе и директора ОСОБА_2 не только состава инкриминируемого преступления, а и самого события, потому обжалуемое постановление подлежит отмене.
В соответствии с ч.2 ст.94, ч.1 ст.98 УПК Украины УПК Украины дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления, как в данном случае по ч.1 ст.202 УК Украины. Достаточность данных, которые указывают на наличие признаков состава преступления, законодатель определяет ст.11 УК Украины, в которой указано, что преступлением является предусмотренное УК Украины опасное виновное деяние, совершенное субъектом преступления. Таким образом, в соответствии с указанной нормой права, в действиях лица или лиц есть состав преступления, если присутствуют 4 его составляющие, а именно социальный признак – общественно опасное деяние, нормативный признак – соответствующая норма уголовного права, которая предусматривает уголовную ответственность за совершенное общественно опасное деяние, наличие вины и сам субъект или субъекты преступления, который совершил или совершили общественно опасное деяние.
Согласно ст.62 Конституции Украины, а также ст.6 Европейской Конвенции о защите основных правах и свобод граждан – каждый гражданин имеет право на справедливый суд и никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления, а обвинение не может основываться на предположениях и доказательствах, полученных незаконным путем. Все сомнения в таких случаях трактуются в пользу обвиняемого. В связи с этим суд считает, что возбуждение уголовного дела в нарушение требований ч.2 ст.94, ч.1 ст.98 УПК Украины является основанием для отмены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент возбуждения уголовного дела по ст.202 ч.1 УК Украины у следователя не было достаточных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела в отношении директора ЧП «Трансмаш» ОСОБА_2, т.к. отсутствовали основополагающие признаки этого состава преступления, которые не нашли своего подтверждения как в самом постановлении о возбуждении уголовного дела, так и во всех материалах уголовного дела.
Руководствуясь ст.55,62 Конституции Украины, ст.6 Европейской Конвенции о защите основных прав и свобод граждан, ст.ст.94,97,98,99,236-7, 236-8 УПК Украины, суд -
П О С Т А Н О В И Л :
Жалобу адвоката ОСОБА_1, действующей в интересах ОСОБА_2 на постановление старшего следователя СО ЛО на станции Одесса-Главная Одесской железной дороги ОСОБА_3 от 18.09.2009 года о возбуждении уголовного дела № 49-2134 в отношении ОСОБА_2 по признакам преступления, предусмотренного ст.202 ч.1 УК Украины – удовлетворить в полном объеме, обжалуемое постановление о возбуждении уголовного дела № 49-2134 - отменить.
При вступлении данного постановления в силу это влечет за собой отмену всех предупредительных мер, возврату изъятых предметов и восстановления прав, относительно которых на время досудебного следствия устанавливались ограничения.
Постановление может быть обжаловано в апелляционный суд Одесской области в течение 7 суток со дня его провозглашения, что не приостанавливает его исполнение.
Судья Приморского районного суда г.Одессы А.И.Капля
Суд | Приморський районний суд м.Одеси |
Дата ухвалення рішення | 29.12.2009 |
Оприлюднено | 26.01.2010 |
Номер документу | 7542329 |
Судочинство | Кримінальне |
Кримінальне
Приморський районний суд м.Одеси
Капля Олексій Іванович
Кримінальне
Самарський районний суд м.Дніпропетровська
Сухоруков Андрій Олексійович
Всі матеріали на цьому сайті розміщені на умовах ліцензії Creative Commons Із Зазначенням Авторства 4.0 Міжнародна, якщо інше не зазначено на відповідній сторінці
© 2016‒2025Опендатабот
🇺🇦 Зроблено в Україні