Постанова
від 26.12.2011 по справі 1-784/11
БЕРДЯНСЬКИЙ МІСЬКРАЙОННИЙ СУД ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ

Дело № 1-784/11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

26 декабря 2011 годаБердянский горрайонный суд Запорожской области в составе: председательствующего - судьи Пшеничного И. А.

при секретаре - Тимченко В. М.

с участием прокурора - Полозюка Е. Ю.

защитников - ОСОБА_1, ОСОБА_2

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в гор. Бердянске уголовное дело по обвинению:

ОСОБА_3 , ІНФОРМАЦІЯ_1, уроженца ІНФОРМАЦІЯ_2, гражданина Украины, имеющего ІНФОРМАЦІЯ_3, военнообязанного, женатого, работающего начальником управления коммунального хозяйства исполнительного комитета Бердянского городского совета, проживающего по адресу: ІНФОРМАЦІЯ_4, ранее не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.365 УК Украины,

у с т а н о в и л:

В производстве Бердянского горрайонного суда находится уголовное дело по обвинению ОСОБА_3 в том, что он, являясь должностным лицом, занимающим ответственное положение -исполняющего обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации, совершил превышение своих служебных полномочий, а именно вынес незаконное распоряжение №192 от 03.04.2009 года, которым прекращено право постоянного пользования земельным участком военной части А-4322 Бердянского гарнизона Донецкой квартирно-эксплуатационной части площадью 2802,06 га на территории Новопетровского сельского совета, чем был причинен существенный вред нематериального характера в виде подрыва престижа и авторитета Бердянской районной государственной администрации.

В соответствии с требованиями ст.9 Земельного кодекса Украины землями обороны являются земли, данные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, воинско-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, остальных военных формирований, созданных согласно законодательству Украины.

Согласно ст.140 Земельного Кодекса Украины основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:

а) добровольный отказ собственника от права на земельный участок;

б) смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника;

в) отчуждение земельного участка по решению собственника;

г) обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;

ґ) отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

д) конфискация по решению суда;

е) не отчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных ЗК Украины.

Статья 141 ЗК Украины предусматривает, что основаниями прекращения права пользования земельным участком являются:

а) добровольный отказ от права пользования земельным участком;

б) изъятие земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК Украины;

в) прекращение деятельности религиозных организаций, государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

г) использование земельного участка способами, противоречащими экологическим требованиям;

ґ) использование земельного участка не по целевому назначению;

д) систематическая неуплата земельного налога или арендной платы;

е) приобретение иным лицом права собственности на жилой дом, строение или сооружение, которые расположены на земельном участке.

Согласно ст.142 ЗК Украины прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной общины осуществляется по его заявлению в соответствующий орган.

Органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в случае согласия на получение права собственности на земельный участок заключают соглашение о передаче права собственности на земельный участок. Соглашение о передаче права собственности на земельный участок подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Прекращение права постоянного пользования земельным участком в случае добровольного отказа землепользователя осуществляется по его заявлению к собственнику земельного участка.

Собственник земельного участка на основании заявления землепользователя принимает решение о прекращении права пользования земельным участком, о чем уведомляются органы государственной регистрации.

В соответствии с требованиями ст.143 ЗК Украины принудительное прекращение прав на земельный участок осуществляется в судебном порядке в случае:

а) использования земельного участка не по целевому назначению;

б) не устранения допущенных нарушений законодательства (загрязнение земель, радиоактивными и химическими веществами, отходами, сточными водами, загрязнение земель бактериально-паразитическими и карантинно-вредными организмами, засорение земель запрещенными растениями, повреждения и уничтожения благородного слоя почвы, объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем, нарушение установленного режима использования особо охраняемых земель, а также использование земель способами, причиняющими вред здоровью населения) в сроки, установленные указаниями специально уполномоченных органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;

в) конфискация земельного участка;

г) принудительное отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости;

ґ) принудительного обращения взысканий на земельный участок по обязательствам собственника этого земельного участка;

д) не отчуждения земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных ЗК Украины.

Согласно ст.144 ЗК Украины, в случае выявления нарушения земельного законодательства государственный инспектор по использованию и охране земель составляет протокол о нарушении и дает лицу, допустившему нарушение, указание о его устранении в тридцатидневный срок. Если лицо, допустившее нарушение земельного законодательства, не выполнило в течение указанного срока указания государственного инспектора о прекращении нарушения земельного законодательства, государственный инспектор по использованию и охране земель в соответствии с законом налагает на такое лицо административное взыскании и повторно дает указание о прекращении правонарушения или устранении его последствий в тридцатидневный срок.

В случае не устранения нарушения земельного законодательства в тридцатидневный срок государственный инспектор по использованию и охране земель обращается в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с ходатайством о прекращении права пользованием земельным участком.

Решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о прекращении права пользованием земельным участком может быть обжаловано землепользователем в судебном порядке.

Согласно ст.149 ЗК Украины земельные участки предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных и других нужд по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователя на основании решений Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских советов в соответствии с их полномочиями.

Сельские, поселковые, городские советы изымают земельные участки коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, находящиеся в постоянном пользовании для всех нужд, кроме особо ценных земель, которые изымаются (выкупаются) ими с учетом требований ст.150 ЗК Украины.

В случае несогласия землепользователя с изъятием земельного участка вопрос решается в судебном порядке.

Согласно п.2 Постановления Кабинета Министров Украины от 02.04.2002 года №449 Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право пользования земельным участком - ранее выданные государственные акты на право постоянного пользования землей остаются действительными и подлежат замене в случае добровольного обращения юридических лиц.

Статья 14 Закона Украины О Вооруженных Силах Украины предусматривает, что вооруженные силы Украины могут осуществлять хозяйственную деятельность согласно закона, а земля, вода, остальные природные ресурсы, а также собственность, закрепленная за воинскими частями, воинскими учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, являются государственной собственностью, принадлежат им на праве оперативного управления и освобождаются от уплаты всех видов налогов согласно закону о вопросах налогообложения.

Пункт 1 Декрета Кабинета Министров Украины от 15.12.1992 года №8-92 Об управлении имуществом, которое находится в общегосударственной собственности предусматривает, что полномочия по выполнению функций управления имущества, которое находится в общегосударственной собственности, возложены на министерства и другие подведомственные Кабинету Министров Украины органы государственной власти.

Частью 2 ст.6 Закона Украины О правовом режиме имущества Вооруженных Сил Украины предусмотрено, что решение об отчуждении воинского имущества, которое является годным для дальнейшего использования, но не находит применение в повседневной деятельности войск, лишнего имущества, а также целостных имущественных комплексов и другого недвижимого имущества, принимает Кабинет Министров Украины по представлению Министерства Обороны Украины.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве Обороны Украины, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2006 года №1999, Министерство обороны Украины является центральным органом исполнительной власти и военного управления, в подчинении которого находятся Вооруженные Силы. Министерство обороны Украины является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти с обеспечением реализации государственной политик в сфере обороны.

Минобороны Украины, согласно п.4 указанного Положения, относительно к порученным ему заданий в вопросах организации финансовой, экономической и хозяйственной деятельности создает, реорганизовывает и ликвидирует предприятия, учреждения и организации, которые обеспечивают деятельность Вооруженных сил, осуществляет управление воинским имуществом и проводит его инвентаризацию, осуществляет в установленном порядке отчуждение воинского имущества, передачу его в сферу управления центральных и местных органов исполнительной власти, остальных органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, самоуправленческими учреждениями и организациями, которые осуществляют деятельность в интересах национальной безопасности и обороны, и в коммунальную собственность.

Согласно распоряжению исполняющего обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации Запорожской области от 16.08.2007 года №76-к, ОСОБА_3 с 16.08.2007 года назначен на должность заместителя председателя Бердянской районной государственной администрации и ему присвоен 8 ранг государственного служащего.

Распоряжением исполняющего обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации ОСОБА_4 от 03.03.2009 года №06-к/в обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации, в период его отпуска, с 05.03.2009 года по 31.03.2009 года возложены на ОСОБА_3, заместителя председателя Бердянской районной государственной администрации, который в связи с направлением ОСОБА_4 на учебу фактически исполнял обязанности председателя Бердянской государственной администрации с 05.03.2009 по 04.04.2009 года выполнял функции представителя власти и был наделен административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, то есть являлся должностным лицом, занимающем ответственное положение.

В соответствии с требованиями ст.19 Конституции Украины, ст. ст. 39, 41 Закона Украины О местных государственных администрациях председатель районной государственной администрации имел следующие полномочия:

- возглавлять районную государственную администрацию, осуществлять руководство ее деятельностью, нести ответственность за выполнение возложенных на местные государственные администрации заданий и за осуществление ими своих полномочий;

- представлять районную государственную администрацию в отношениях с другими государственными органами и органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и другими лицами, как в Украине, так и за ее пределами;

- назначать на должности и освобождать от должностей своих заместителей, руководителей управлений, отделов, других структурных подразделений;

- назначать на должности и освобождать от должностей руководителей аппаратов местной государственной администрации и руководителей структурных подразделений аппарата местной государственной администрации;

- заключать и расторгать контракты с руководителями предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере управления местной государственной администрации или уполномочивать на это своих заместителей;

- согласовывать в установленном порядке назначения на должности и освобождения от должностей руководителей не подчиненных предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере управления органов исполнительной власти высшего уровня, кроме руководителей учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил и других воинских формирований Украины;

- в пределах утвержденных бюджетов выступать распорядителем средств соответствующей государственной администрации, используя их только по целевому назначению;

- регулярно информировать население о состоянии выполнения полномочий, возложенных на местную государственную администрацию;

- образовывать для содействия осуществлению полномочий местных государственных администраций консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы, службы и комиссии, члены которых выполняют свои функции на общественных началах, а также определять их задачи, функции и персональный состав;

- осуществлять другие функции, предусмотренные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, органов исполнительной власти высшего уровня;

- единолично издавать распоряжения и нести за них ответственность, согласно законодательства;

- действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

Таким образом, ОСОБА_3, занимая должность исполняющего обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации, был представителем власти и осуществлял функции, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, то есть являлся должностным лицом, согласно ст.25 Закона Украины О государственной службе занимающим ответственное положение.

Согласно справки из единого государственного реестра предприятий и организаций Украины №296 в единый государственный реестр предприятий Украины 09.07.1997 года была включена воинская часть А-4322, код ЕГРПОУ 08337590, которая расположена на территории Новопетровского сельского совета. За воинской частью А-4322 на праве постоянного землепользования, согласно государственного акта на право постоянного пользования землей II-ЗП №001486 от 17.05.2001 года, был закреплен земельный участок площадью 2802,06 га. Приказом главнокомандующего войск противоздушной обороны воздушных сил Украины от 05.11.2003 года №75 была ликвидирована воинская часть А-4322, правопреемником которой определена воинская часть А-0593 гор. Никополь.

На основании приказа главнокомандующего войск противоздушной обороны воздушных сил Украины от 27.04.2005 года между командиром воинской части А-4322 подполковником ОСОБА_5 и командиром воинской части А-0593 подполковником ОСОБА_6 был составлен акт приема-передачи: казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования, квартирного имущества, земельного участка площадью 2802,06 га, согласно которого все перечисленное имущество передано воинской части А-0593.

03 апреля 2009 года, ОСОБА_3, являясь должностным лицом - исполняющим обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации, в нарушение требований ст. ст. 9, 140, 141, 142, 143, 144, 149 Земельного кодекса Украины, п.2 Постановления Кабинета Министров Украины от 02.04.2002 года №449 Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право пользования земельным участком , ст.14 Закона Украины О Вооруженных Силах Украины , Декрета Кабинета Министров Украины от 15.12.1992 года №8-92 Об управлении имуществом, которое находится в общегосударственной собственности , ч.2 ст.6 Закона Украины О правовом режиме имущества Вооруженных Сил Украины , п. п. 1, 4 Положения о Министерстве Обороны Украины, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2006 года №1999, достоверно зная, что Министерство Обороны Украины против отчуждения земельного участка площадью 2802,06 га, который находился в постоянном пользовании воинской части А-4322 Донецкой КЕЧ на территории Новопетровского сельского совета и рыночная стоимость которого на момент вынесения распоряжения согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы №059/2011 года составляла 415265292 грн., подписал распоряжение №192 от 03.04.2009 года о прекращении права постоянного пользования земельным участком воинской части А-4322 площадью 2802,06 га на территории Новопетровского сельского совета, и перевод указанных земель из земель обороны в земли запаса Новопетровского сельского совета. В дальнейшем на протяжении 2010 года на основании распоряжений Бердянской районной государственной администрации указанные земли переданы в частную собственность граждан для ведения личного сельского хозяйства. Распоряжение №192 от 03.04.2009 года о прекращении права постоянного пользования земельным участком воинской части А-4322 Донецкой КЕЧ на территории Новопетровского сельского совета площадью 2802,06 га было признано недействительным постановлением Высшего ОСОБА_7 Украина от 19.05.2011 года.

Таким образом, ОСОБА_3, будучи должностным лицом, занимающим ответственное положение, исполняющего обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, достоверно зная об отсутствии согласия со стороны Министерства обороны Украины о передаче земельного участка воинской части А-4322 Бердянского гарнизона Донецкой КЕЧ площадью 2802,06 га на территории Новопетровского сельского совета, в нарушение предусмотренного законодательством порядка, явно превышая предоставленные ему полномочия, лично подписал распоряжение №192 от 03.04.2009 года о прекращении права постоянного пользования земельным участком площадью 2802,06 га воинской части А-4322 Донецкой КЕЧ, что повлекло за собой существенный вред нематериального характера в виде подрыва престижа и авторитета Бердянской районной государственной администрации.

Подсудимый ОСОБА_3 в предъявленном ему обвинении, при изложенных в приговоре обстоятельствах, свою вину признал частично и пояснил, что 03.04.2009 года, он, будучи исполняющим обязанности председателя Бердянской районной государственной администрации, лично подписал распоряжение №192 от 03.04.2009 года о прекращении права постоянного пользования земельным участком площадью 2802,06 га воинской части А-4322. Признает свою вину в том, что должным образом не провел изучение юридической стороны оформления указанного распоряжения, в котором не был указан пункт о необходимости обращения в Министерство обороны. Просит уголовное дело в отношении него производством прекратить в соответствии с требованиями ст.48 УК Украины, поскольку в настоящее время имеются основания для его освобождения от уголовной ответственности, так как в настоящее время его деяние потеряло общественную опасность и он престал быть общественно-опасным.

Прокурор согласен с ходатайством об освобождении от уголовной ответственности ОСОБА_3 и прекращении уголовного дела в отношении него на основании ст.48 УК Украины.

Защитники ОСОБА_1 и ОСОБА_2 поддержали ходатайство подсудимого, и согласно ст.48 УК Украины просят освободить от уголовной ответственности ОСОБА_3 и уголовное дело в отношении него производством прекратить.

Изучив материалы уголовного дела, выслушав показания подсудимого ОСОБА_3, мнение прокурора и защитников, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства по следующим основаниям.

Часть 1 ст.275 УПК Украины предусматривает, что разбирательство дела производится только в отношении подсудимого и только в пределах предъявленного ему обвинения.

Органом досудебного следствия действия ОСОБА_3 квалифицированы по ч.1 ст.365 УК Украины, как превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав либо полномочий, причинившее существенный вред государственным интересам.

В соответствии с требованиями ст.48 УК Украины лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное им деяние утратило общественную опасность или это лицо перестало быть общественно опасным.

Санкции ч.1 ст.365 УК Украины предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, что в соответствии с требованиями ч.3 ст.12 УК Украины классифицируется как преступление средней тяжести.

Как усматривается из материалов уголовного дела, ОСОБА_3 впервые совершил преступление средней тяжести (т. №2, л. д. 187), имеет постоянное место жительства, работы и семью (т. №2, л. д. 184, 193-195), с 22.04.2010 года он уволен с должности заместителя председателя Бердянской районной государственной администрации, а перевод указанных земель из земель обороны в земли запаса Новопетровского сельского совета и их дальнейшая передача в частную собственность граждан для ведения личного сельского хозяйства -повлекли изменение обстановки, поэтому совершенное им деяние утратило общественную опасность и он перестал быть общественно-опасным.

Кроме того, против освобождения от уголовной ответственности и прекращения в отношении него уголовного дела вследствие изменения обстановки, ОСОБА_3 -не возражает.

Часть 3 ст.7 УПК Украины предусматривает, что при наличии оснований, указанных в ст.48 УК Украины, в делах, поступивших в суд с обвинительным заключением, суд в судебном заседании выносит постановление о прекращении дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ОСОБА_3 необходимо освободить от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Судьбу вещественных доказательств (т. №1, л. д. 216-252; т. №8, л. д. 3-44), суд разрешает в соответствии с требованиями ст.81 УПК Украины.

В соответствии с требованиями ст.282 УПК Украины, мера пресечения в виде подписки о невыезде, избранная в отношении ОСОБА_3 (т. №2, л. д. 134-135), а также меры по обеспечению гражданского иска -арест на имущество ОСОБА_3. (т. №2, л. д. 180-183), -подлежат отмене.

Судебные расходы за производство экспертизы (т. №2, л. д. 51), в соответствии с требованиями ст.93 УПК Украины, принимаются на счет государства.

Руководствуясь ст. ст. 7, 282 УПК Украины, ст.48 УК Украины, суд

п о с т а н о в и л:

Ходатайство подсудимого ОСОБА_3 -удовлетворить.

Освободить ОСОБА_3 от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки.

Уголовное дело по обвинению ОСОБА_3 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.365 УК Украины, -производством прекратить.

Вещественные доказательства:

- документы, которые хранятся в материалах дела, -хранить в уголовном деле;

- личное дело №108 ОСОБА_3, которое хранится при материалах дела, - возвратить в Бердянскую районную государственную администрацию Запорожской области.

Арест, согласно постановлению старшего следователя Бердянской межрайонной прокуратуры юриста 3-го класса ОСОБА_8 от 21.07.2011 года, наложенный на принадлежащее ОСОБА_3 имущество: 1/3 часть квартиры, расположенной по адресу: АДРЕСА_1; автомобиль НОМЕР_1, -отменить.

Меру пресечения в отношении ОСОБА_3, подписку о невыезде, -отменить.

На постановление в течение семи суток со дня его вынесения стороны могут подать апелляции в апелляционный суд Запорожской области через Бердянский горрайонный суд.

Судья И. А. Пшеничный

СудБердянський міськрайонний суд Запорізької області
Дата ухвалення рішення26.12.2011
Оприлюднено02.08.2018
Номер документу75633977
СудочинствоКримінальне

Судовий реєстр по справі —1-784/11

Постанова від 20.12.2011

Кримінальне

Кіровський районний суд м.Кіровограда

Поступайло В. В.

Ухвала від 11.01.2019

Кримінальне

Павлоградський міськрайонний суд Дніпропетровської області

Тимченко С. О.

Ухвала від 20.09.2018

Кримінальне

Павлоградський міськрайонний суд Дніпропетровської області

Тимченко С. О.

Постанова від 26.12.2011

Кримінальне

Бердянський міськрайонний суд Запорізької області

Пшеничний І. А.

Постанова від 26.12.2011

Кримінальне

Бердянський міськрайонний суд Запорізької області

Пшеничний І. А.

Постанова від 26.12.2011

Кримінальне

Бердянський міськрайонний суд Запорізької області

Пшеничний І. А.

Постанова від 08.12.2016

Кримінальне

Приморський районний суд м.Одеси

Гаєва Л. В.

Постанова від 13.01.2016

Кримінальне

Київський районний суд м. Одеси

Коротаєва Н. О.

Постанова від 12.08.2011

Кримінальне

Шевченківський районний суд м. Запоріжжя

Голубкова М. А.

Постанова від 11.07.2011

Кримінальне

Святошинський районний суд міста Києва

Журибеда О. М.

🇺🇦 Опендатабот

Опендатабот — сервіс моніторингу реєстраційних даних українських компаній та судового реєстру для захисту від рейдерських захоплень і контролю контрагентів.

Додайте Опендатабот до улюбленого месенджеру

ТелеграмВайбер

Опендатабот для телефону

AppstoreGoogle Play

Всі матеріали на цьому сайті розміщені на умовах ліцензії Creative Commons Із Зазначенням Авторства 4.0 Міжнародна, якщо інше не зазначено на відповідній сторінці

© 2016‒2023Опендатабот

🇺🇦 Зроблено в Україні