Что происходит на таможне?

Почему OpenDataBot говорит, что вы не получите посылку с любимым брендом.

31 мая 2017

Что происходит на таможне?

Вчера мы опубликовали список торговых марок, которые могут не пропустить на таможне. В СМИ появилась новость с посылом, что мы больше никогда не сможем заказывать любимые бренды. На следующий день журналисты начали разбираться и писать, что это фейк. Что происходит на самом деле?

Что такое исчерпание прав на торговую марку?

Вся история начинается с него. Суть исчерпания права на торговую марку состоит в том, что владелец продукта после первой его продажи теряет право на его коммерческую реализацию.

Ещё раз, но проще. Представьте себе Васю. Вася производит кроссовки. Он выпустил партию, которую купил Петя. Вася получил прибыль и теперь не может помешать Пете продать кроссовки. Петя может рекламировать и продавать товар дальше. Такой принцип существует во всем мире.

Трудности начинаются тогда, когда речь заходит о ввозе товара на территорию другой страны. Существует международная практика, когда в предыдущей схеме ничего не меняется в независимости от того, пересекает товар границу или нет.

Но некоторые страны считают, что импортер товара (наш Петя) должен при ввозе в свою страну подтвердить у производителя право на его продажу. Такой подход называется национальным принципом исчерпания прав.

В украинском законодательстве принцип исчерпания прав четко не определен. Формулировки Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (ст. 16, п. 6) позволяет считать, что устанавливается международный принцип, но явно это не сказано.

В тоже время в Налоговом кодексе есть ст.39 «Приостановка таможенного оформления товаров на основании таможенного реестра». В дополнении к документу есть список торговых марок и их официальных представителей.

В реальности все работает так. У нашего Васи в Украине может быть официальный представитель, назовем его Сашей. Он подписывает договор о дистрибуции с Васиной компанией и получает лицензию. На этом основании он подает заявку на таможню и попадает в реестр, о котором шла речь вначале.

Официальная позиция ГФС такая: перед тем, как пропустить товар торговой марки из списка, таможенники должны спросить официального представителя, не считает ли он этот товар подделкой.

Если официальный представитель дает согласие на ввоз товара, то посылка доставляется заказчику, но если он считает, что это подделка, то судьбу товара будет решать суд.

При этом нужно понимать, что эта процедура занимает много времени. Поэтому даже если представитель дает добро, то посылка задерживается на период от 10 до 21 дня.

Почему мы говорим об этом сейчас?

В последние недели посылки с устройствами марок Meizu и Xiaomi при прохождении украинской таможни начали останавливать по заявлению правообладателя. Об этом пишет AIN.

Оказывается причиной этого стало обращение Виктории Цитович, представителя ТМ Meizu в Украине. В своем обращении она указывает, что заметила провоз контрафактного товара и просит предпринять определенные действия.

Какие существуют риски? Почему Opendatabot говорит, что вы можете не получить свою посылку?

До истории с Meizu многие эксперты указывали на то, что в Украине существует проблема с урегулированием правил таможни. Об этом можно почитать на AIN, ЮрЛіга и ДВ.

Но раньше это не касалось посылок для физических лиц.

Данный случай с Meizu может быть прецедентом. По сути с таким письмом может обратиться любой представитель компании из списка и не допустить на территорию Украины продукцию.

Для официальных представителей это выгодная позиция, так они могут монополизировать рынок и ставить более высокие цены на свой товар.

Но для экономики страны и потребителей это решение на пользу не пойдет. Как мы писали раньше, это может привести к увеличению части черного рынка, коррупции, уменьшению ассортимента товара и увеличению цен.

Люди, которые заказывали товар в интернет-магазинах за границей будут получать товар в лучшем случае с задержкой, а в худшем, доказывая в суде, что этот товар не подделка.

Правда ли, что на таможне не пропускают все товары от ТМ со списка?

Нет. Пока что таможня пропускает все продукты под ТМ, кроме Meizu и Xiaomi. В феврале 2017 года подобная история случилась с кроссовками Nike, которые купил украинец в иностранном магазине Asos.

Но по схеме с Meizu может действовать любой официальный представитель. А значит риск не получить товар, который вы заказали за границей, зависит исключительно от него.

Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале

TelegramКанал Опендатабот