Менее 1% всех посылок попали под пошлину за четыре года

Чего ждать от нового законопроекта о пошлине

3 марта 2025

272 375 500 посылок ввезли в Украину с 2020 года, по данным Государственной таможенной службы. Из них только на 0,75% насчитали ввозную пошлину. Больше всего отправлений попало в Украину в 2024 году, тогда же в госбюджет поступило более 185 млн грн пошлины. В среднем, на 1 отправку ввозная пошлина в прошлом году составила примерно 8 евро.

Из более 272 млн посылок больше всего поступило в 2024 году — 75 млн. Это в 1,3 раза больше, чем до полномасштабного. За год количество отправлений увеличилось в 1,6 раза.

Сколько посылок поступило в Украину
Год20202021202220232024
Количество посылок61 444 31556 734 18729 302 18649 534 62675 360 186

На более чем 2 млн посылок была наложена пошлина с 2020 по 2024 год — 0,75% от общего количества. Благодаря пошлинам в госбюджет поступило 668 млн грн налогов за это время.

Более 185 млн грн поступило в госбюджет в прошлом году. Это на 15% больше, чем в 2023 году. В то же время, если перечислить эту сумму по среднегодовому курсу евро, поступления в бюджет за год выросли всего на 5%. По сравнению с 2021 пошлиной поступило аж на 41% больше, но колебания курса свели разницу до 2,5%.

В среднем в прошлом году доплата на 1 посылку составила 351 грн (примерно 8 евро). В настоящее время приобретенный на иностранных маркетплейсах товар стоимостью до 150 евро попадает в Украину без НДС (20% от цены) и пошлины (около 10%).

Сколько денег поступило в госбюджет от пошлины
Год20202021202220232024
Сумма, млн грн92,8131,697,9160,7185,5

На сайте Верховной Рады зарегистрированы два законопроекта № 12429 и № 12430, которые предусматривают отмену текущего лимита в 150 евро на безналоговые посылки и налогообложение международных посылок НДС 20%. Исключение составляет лишь отправка до 45 евро между обычными людьми.

Сервис доставки Meest в ответ на обращение клиентов поддержал петицию против этих законопроектов. На их взгляд, нововведения могут привести к ряду негативных последствий:

  • Удорожание всех международных товаров на 20-30% для людей.
  • Увеличение сроков доставки из-за дополнительных таможенных процедур. По подсчетам команды Meest, для обработки такого объема отправлений понадобится увеличить штат таможенников, по меньшей мере, в 10 раз. Это означает сотни миллионов гривен дополнительных расходов только на ежемесячные зарплаты, не учитывая необходимость обеспечения новых сотрудников помещениями, оборудованием и программным обеспечением.
  • Усложнение работы волонтеров, заказывающих товары для военных из-за границы. Значительная часть военного снаряжения и критически важных комплектующих для ВСУ поступает через международные почтовые отправления от волонтеров и диаспоры. По оценкам команды Meest, около 20-30% всех международных посылок — это товары, которые люди покупают за границей на нужды ВСУ. Реальный процент таких отправлений может быть даже большим — приведенные цифры являются лишь предварительной оценкой.

«Когда Министерство экономики собирало игроков нашего рынка для консультаций, то коллеги высказывали негативную позицию по этим инициативам. Вместо ожидаемого увеличения поступлений в бюджет мы можем получить противоположный эффект: рост теневого сектора и восстановление «серых» схем импорта. В частности, речь идет о нелегальных перевозках через границу микроавтобусами, которые уже являются причиной многокилометровых очередей на пограничных пунктах пропуска.

Парадоксально, но вместо усиления контроля над этими «серыми» схемами, государство создает дополнительные барьеры для прозрачных почтовых отправлений, где каждая посылка имеет трекинг-номер, сопроводительную документацию и проходит официальное оформление. По оценкам экспертов, отмена безналогового лимита приведет к сокращению количества международных отправлений в четыре раза, при этом таможне придется проверять все 100% посылок. Особенно нерациональным это выглядит в случае с дешевыми товарами с иностранных маркетплейсов стоимостью 2-3 доллара, где ожидаемый НДС будет меньше стоимости часа работы привлеченных работников таможни и логистических компаний для их оформления. Это не только не компенсирует рост административных расходов, но и приведет к падению прибылей логистических компаний, обеспечивающих прозрачный импорт», 

— комментирует Марта Янкив, СМО Meest Group.

К сравнению, подобная система Import One Stop Shop в ЕС внедрялась около 5 лет. Сначала была создана необходимая инфраструктура, налажены все процессы, и только после этого начали менять правила налогообложения. Весь процесс проходил в условиях стабильной экономики и мирного времени. В случае страны в разгар войны попытка реализовать столь масштабные изменения за несколько месяцев, без должной подготовки и в условиях войны, выглядит преждевременной, считает Марта.

Опасения почтовых операторов частично оправданы — но только в рамках законопроекта, предложенного осенью Минфином, когда предлагалось просто убрать льготу и перевести НДС на получателей, отмечает Олег Гетьман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы, специалист по экономической и налоговой политике.

В то же время новые депутатские законопроекты № 12430 и № 12429 решают большинство описанных ранее проблем. По мнению эксперта, эти проекты в комбинации с перезагрузкой таможни международными экспертами, введением четких и понятных показателей эффективности работы таможенной и налоговой служб помогут свести на нет серые схемы ввоза товаров в страну и поддержать украинского производителя.

«Необходимость законодательных изменений связана с увеличением в разы ввоза в Украину китайских товаров без уплаты налогов, что лишает конкурентоспособности и вытесняет с рынка украинских производителей аналогичных товаров. Ведь в текущей ситуации, когда украинские производители платят НДС и остальные налоги, а китайские не платят — национальный продукт находится в заведомо проигрышной позиции.

Ежегодно количество не облагаемых налогом посылок растет примерно на 40% — уже в текущем году введение НДС пополнило бы бюджет по меньшей мере на 17 млрд грн. Будущий закон должен работать по схеме налога на Google и Meta, когда платформы взимают этот налог сразу при покупке и самостоятельно платят через компании-посредников или украинские представительства. При этом у государства и почтовых операторов не возникнет дополнительных расходов на реализацию этого закона. Также новые нормы законов не коснутся оборудования оборонного назначения, завозимого благотворительными фондами, госпредприятиями, волонтерами — для них сохранится льгота по НДС на оборудование и составляющие для него», 

— комментирует Олег Гетьман.

Совладелец Новой Почты Владимир Поперешнюк отмечает, что проблема увеличения налогов на дешевые товары в том, что повышение налогов увеличит цены, уменьшит покупательную способность и замедлит экономическое развитие. По его мнению, в случае внедрения налога на дешевые посылки произойдет коллапс на таможне, а расходы на обработку таможенных процедур будут больше, чем сами таможенные пошлины.

В то же время, усиление украинского производителя не произойдет, потому что протекционизм не усиливает производителя, а лишь ослабляет конкуренцию.

Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале

TelegramКанал Опендатабот